Как научить говорить букву р: Как научится выговаривать букву р взрослому человеку — www.wday.ru

Содержание

КАК НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ «Р» / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ

КАК НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ «Р»

Автор: Галина Сенинг, фото: pixabay.com

Часто родители обеспокоены, что их малыш не может произносить звук «Р», но торопиться с этим вопросом не стоит, так как специалисты называют его — поздний звук. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ приготовила для вас рекомендации и упражнения.

Нам скоро уже 4 годика, все звуки говорит хорошо, но вот «Р» у него не получается», — часто приходится слышать эту фразу от своих знакомых. Да я и сама помню, как тяжело мне давалась «Р». Брат дразнил, позже поняла – проявление любви. А мои родители терпеливо ждали и дождались. Я «зарычала» без чьей-либо помощи в 5,5 лет. Удивление, восторг и радость – вот мои первые чувства.

Давайте же и мы не будем спешить и заставлять малыша 3-4 лет «рычать», да и самим нервничать, что наш не такой, как …, что не может, не хочет.

В норме (когда у ребенка не наблюдается каких-либо патологий, хорошо развит артикуляционный аппарат) звук «Р» появляется у детей к 5-6 годам. Это самый поздний звук. Другое дело, если педиатр или стоматолог (ортодонт) заметили, что у ребенка укороченная подъязычная связка (уздечка), или ваш малыш произносит звук «Р» «горлышком» (так называемое горловое дрожащее произношение). В решении этих вопросов вам, скорее всего, нужен будет логопед. А если вы сами хотите попробовать научить своего малыша говорить звук «Р», советую начать все же с подготовительных упражнений и с артикуляционной гимнастики.

Подготовительные упражнения

Для выработки напора воздуха. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Для языка

— Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены.

Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

— Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.

— Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.

Артикуляционная гимнастика

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Посчитаем верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Гармошка»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.

«Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».

Наш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниям, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р» — кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

А теперь начинается сама постановка звука. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями, а может быть и смешанным, который совмещает два предыдущих.

Приемы постановки звука

Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ДДД» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Также можно поставить звук «Р» от слогового сочетания «ЗЗЗА». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «Р». При постановке мягкого Р» применяется тот же прием, но с помощью слога «ЗИ».

По статистике, буква «р» покоряется детям самой последней. Самый наилучший возраст для ее глубокого усвоения это 5-6 лет.

Осталась автоматизация правильного произношения этого звука в речи. Когда звук «Р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. И вот тут начинается «кропотливая» работа, т.к. сначала необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в спонтанной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (ТР, ДР) в начале слова, потом в середине, потом в конце.

Затем отрабатывается звук «Р» в начале слова в прямых слогах (РА, РО), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.

Главное, чтобы желание научить ребенка говорить букву Р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий. Правильно произносить звуки, бесспорно, важно, но не нужно заставлять малыша.

Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Ведь это работа не на один месяц.

Вызвать звук «Р», как и любой другой, намного легче, чем потом автоматизировать его в речи. Ну а если совсем ничего не получается, много непонятного, много вопросов, вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду.

Скороговорки на «Р»:

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.



Как научить ребёнка говорить букву Р? Упражнения и советы

Автор IQКлуб На чтение 6 мин Просмотров 9к. Опубликовано

16.03.2018

Четко и связно выражать свои мысли, обладать хорошей дикцией и производить приятное впечатление на аудиторию важно не только для телеведущих, экскурсоводов, лекторов и прочих представителей «говорящих» профессий. Человек, страдающий дефектами речи, чаще всего комплексует по этому поводу. И эта неуверенность в себе передается собеседникам.

Картавящему руководителю не избежать насмешек подчиненных за спиной, шепелявящего сотрудника вряд ли отправят на серьезные переговоры. Чтобы ваш ребенок вырос успешным, важно позаботиться о правильном формировании его артикуляционного аппарата в детские годы. Специалисты BrainApps расскажут о том, как научить ребенка выговаривать букву р.

Основные причины сложностей

Мамы и папы, которые смогли научить своего ребенка говорить букву р, вздыхают с облегчением: труднейший звук «сдался».

А сложности с ним бывают обусловлены разными причинами:

  • Ребенок подражает старшим, а некоторые домочадцы сами плохо выговаривают р.
  • У малыша существуют проблемы со слухом, поэтому он не знает, как выговаривать букву р.
  • Есть проблемы физиологического характера, мешающие правильному произношению буквы р вашим ребенком: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а именно ротацизм или параротацизм, короткая уздечка. Подобные сложности могут быть связаны с неправильными движениями языком, губами, щеками, особенностями жевательной мускулатуры.

Чтобы понять, что является причиной в вашем случае, ребенка необходимо показать логопеду. Хороший специалист без труда выявит, почему малыш картавит, и составит план действий. Он будет включать определенные рекомендации родителям и упражнения для ребенка.

Что считается нормой?

Дрожащие согласные «р» (твердый) и «рь» (мягкий) правильно произносятся определенным образом. Если ребенок нормально говорит букву р, то у него:

  • Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук (преимущественно гласный).
  • К альвеолам за верхними зубами прислонен языковый кончик.
  • Между небом и спинкой языка спокойно проходит воздух.
  • Разомкнутые зубы.
  • К верхним коренным зубам плотно примыкают боковые края языка.
  • Происходит вибрация голосовых связок.
  • Языковое колебание достигается за счет воздушного потока на выдохе.

Если к небу поднять среднюю часть спинки языка и чуть продвинуть язык вперед, то родится мягкий «рь».

Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)

Если перефразировать классика, то можно сказать: «Правильное произношение буквы р у всех одинаковое, а при неправильном – у каждого ребенка звук р звучит по-своему». Более двадцати проблемных вариантов произношения буквы р насчитали логопеды. Самые распространенные – следующие:

  • Звук просто пропадает. Ребенок говорит не «дорога», а «доога».
  • Горловое звучание. Такое произношение буквы р вашим ребенком не считалось бы проблемой, будь он жителем Германии или Франции. Возникает этот неправильный звук, если происходит колебание мягкого язычка (мягкого неба), а не собственно кончика языка. Если широко открыть рот и долго тянуть «р-р-р-р-р», то в итоге и будет звучать тот самый горловой звук. Правильно выговорить букву р таким образом невозможно.
  • Буква р произносится в нос. Создается впечатление, что так говорить букву р может ребенок, у которого насморк.
  • Выходит «рль», потому что дети выговаривают по-своему букву р – происходит боковая вибрация языка.

7 заданий для формирования правильного произношения

Что можно порекомендовать родителям, у которых малыши только начинают произносить первые слова? Выполнять упражнения, которые помогут предотвратить возможные проблемы с буквой р.

1. «Часы с кукушкой»

Можно научить ребенка выговаривать р и с применением такого упражнения. Попросите кроху открыть рот пошире. После этого кончик языка нужно выкладывать на верхнюю губу, а потом прятать его за центральные верхние зубы, касаясь бугорков. Внешне это напоминает, будто кукушка выглядывает из часов и прячется обратно.

2. «Дрожалка»

Если вы попробуете произнести звук р, то почувствуете дрожь на кончике языка. Чтобы научить своего ребенка правильному формированию этого звука, можно применить такое упражнение. Кончиком языка нужно попеременно касаться то верхней, то нижней губы. Одновременно ртом надо выпускать воздух. Получится, что язык начнет дрожать. А это нам и нужно.

3. «Смешная рожица»

Для стимулирования мышц, которые отвечают за дрожание языка, нужно выполнить такие действия. Предложите сыну или дочке растянуть губы в улыбке (максимально). При этом, улыбаясь, ребенку необходимо слегка покусывать кончик своего языка. Такое задание нужно делать 12 раз.

4. «Маленькая лошадка»

Эффективный метод растягивания подъязычной связки – цокать языком. Звук, издаваемый при выполнении этого упражнения для буквы р, будет напоминать цоканье копыт лошади. Кончик языка прижимается к небу и производится пощелкивание. Можно выполнять по 25 раз.

5. «Барабанщик»

Когда ребенок не говорит пресловутую букву р, проблема может быть связана с недостаточной гибкостью языка. Предотвратить такое явление поможет следующее упражнение. Предложите малышу немного приоткрыть рот и произнести звук д. Он должен ударить языком по альвеолам.

6. «Зубная щетка»

Поможет выговаривать вашему ребенку букву р и такое простое упражнение. Нужно водить кончиком языка по внутренней стороне зубов, словно их чистят щеткой.

7. «Присоска»

Язык следует поднять к небу и «приклеить» так, как будто бы на нем есть присоска. При этом, не меняя положение языка, нужно открывать и закрывать рот.

Перечисленные упражнения помогут детям правильно произносить букву р, поскольку принесут пользу для развития речевого аппарата.

Важность упражнений для автоматизации буквы р

Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.

После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.

 

Терпеливо и последовательно

На речевую культуру ребенка влияют многие факторы. В том числе общая обстановка в семье. Чаще хорошо говорят те дети, которые растут в атмосфере любви и внимания.

Упражнения, подготовленные специалистами BrainApps, можно выполнять в профилактических целях. Если же проблема существует, то консультация специалиста обязательна. Приведя малыша с проблемным произношением буквы р к логопеду, вы сможете получить индивидуальные рекомендации и действовать в соответствии с ними. Подойдите к этому процессу терпеливо и последовательно.

Как научить ребенка говорить букву Р?

Практически каждый логопед знает, насколько сложно ребенку произносить звук Р. Многие самостоятельно не могут справиться, поэтому приходится обращаться к специалисту. В домашних условиях достаточно постоянно заниматься с ребенком, чтобы все получилось. Уже к 5 годам дитя должно четко выговаривать практически все звуки. Что касается Р, Л, их ребенок может произносить неправильно до 6 лет. Несмотря на это, родители должны понимать: только от их усилий зависит успех в обучении.

Распространенные ошибки

Обращаем ваше внимание, что звук Р очень сложно выговаривать. Здесь необходима специальная амплитуда, вибрация языка. Именно поэтому дитя начинает коверкать звук Р. Можно выделить такие частые детские изменения звука:
Пропуск «Р». Чаще всего выпадает звук между двумя гласными. Вместо «гараж» мы слышим «га…аж», «мороз» — «ма…оз».Замена звука Р на Ы, Л, Й: корова – койова, рыба – ыба, рука – лука.
Нетипичное произношение: малыш не твердо выговаривает Р, а грассирует, слишком вибрирует.

Проверка

Попросите ребенка, чтобы он «порычал», после повторил такие слова: ворона, порядок, дежурный, три. Не получается выговаривать звук в словах, сначала пусть как можно больше рычит. Затем постепенно учите слоги: РА, РО, РУ, АР, ОР, УР, ИР, РИ.
Важно! Иногда дитя не может выговаривать звук Р, потому что у него не слабый артикуляционный аппарат, а своеобразное строение «уздечки» (подъязычная связка). Самостоятельно диагностировать проблему достаточно сложно, здесь требуется помощь логопеда. Иногда достаточно упражнений, массажа, чтобы развить уздечку. В тяжелых случаях связка подрезается и язык приобретает необходимую амплитуду.

Основные причины нарушенного произношения

Нарушена артикуляция. В данной ситуации необходимо как можно больше строить гримасы. Предложите ребенку поиграть в игру – высовывание языка, закручивание его в трубочку. Особенно любят дети доставать языком до подбородка, носа. Кроме того, нужно скалить зубы, двигать челюстью, широко улыбаться. Таким образом можно укрепить мышцы лица.Нарушенный фонематический слух. Проблема возникает, если ребенок слышит речь взрослого, пытается повторить за ним, а также при чтении путает, когда нужно звонко произнести звук, когда мягко, твердо, глухо: няня – нана, дверь – твер.Сбои в речевом дыхании. Если у ребенка проблемы с сердцем, сосудами, беспокоит хронический насморк, увеличены аденоиды, сбои в иммунитете, необходимо выполняться дыхательную гимнастику и выполнять специальные физические упражнения.
Кроме того, родители должны сами правильно разговаривать, постоянно исправлять ребенка, работать над его дикцией.

Логопедические упражнения

Если ребенку уже исполнилось 5 лет, а он продолжает на «рыбу» говорить «лыба» и т. д., нужно срочно заняться его речью. Вам нужно пройти 3 этапа:
Научите ребенка говорить звук Р изолированно. Переходите к слогам, а затем к целым словам.Читайте вместе предложения, учите скороговорки.
Родители делают огромную ошибку, когда заставляют дитя быстро повторять скороговорку. После этого ученик теряется, отказывается от занятий.
Главное набраться терпения, и всегда изучаться сначала простое, затем сложное. Логопедические занятия укрепляют артикуляционный аппарат. Только дитя не должно на них идти со слезами, наоборот, с радостью.
Ценный совет родителям! Постарайтесь выдумать потешные, забавные для своего ребенка занятия, на которых он, не задумываясь, будет изучать букву Р. Ни в коем случае нельзя дразнить ребенка.

Разминочка

Важно тренироваться каждый день. Только тогда будет результат. Сначала нужно разогреть артикуляционный аппарат. К эффективным упражнениям относятся:
«Кисть художника». Дитя улыбается, при этом немного приоткрывает рот. Затем должен представить, что язык – это кисточка, им он гладит верх неба.«Маятник». Ребенок сначала улыбается, немного открывает рот. Затем высовывает язык вперед и качает им в разные стороны.«Гармошка». Сначала дитя должно улыбнуться, открыть ротик, после сказаться мягко «НЬ». Язык остается в том же положении, а рот открывается широко, после закрывается.«Чистка зубов». Кончиком языка нужно сначала провести по верхним зубкам, затем упереться в каждый верхний зуб.«Комарик». Ребенок открывает рот, при этом кончик языка выдвигает за передние зубы. Затем пытается произнести «з-з-з».
С помощью этих несложных упражнений можно растянуть уздечку, укрепить мышцы.

Как поставить речь?

Очень важно каждый день выполнять такую речевую гимнастику:
После открытия рта, нужно язык прижать к верхним зубам, затем нужно быстро произнести: «Д-Д-Д». Затем нужно как бы «дунуть» на язык. Конечно сразу звук Р навряд ли услышите, но со временем все получится.Сначала вам нужно купить специальный шпатель для логопедических занятий. Он продается с разными вкусами: фруктовым, шоколадным, карамельным. Ребенок должен широко открыть рот, и произнести: «Ж-Ж…». После нужно аккуратно шпатель ввести под язык, колебать в разные стороны, чтобы происходила вибрация.Интересно, что артикуляция звука Д похожа со звуком Р, поэтому выберете соответствующие слова: «дразнить», «дрова», «драка».
Помните о том, что детки любят все повторять за взрослыми, поэтому старайтесь как можно больше говорить слов со звуком Р, только четко его выговаривайте. Всегда знайте, что главное терпение и спокойствие. Вы не должны занятия превращать в истерику. Наоборот, учите своих деток ко всем проблемам, неудачам относиться спокойно, оптимистично, с улыбкой на лице. Если логопедия для ребенка станет увлекательной игрой, он быстро освоит все звуки и будет разговаривать не хуже взрослого.
Итак, чтобы был результат, нужно постоянно заниматься со своим ребенком. Также старайтесь ему читать, учите с ним скороговорки, стихотворения. У вас все обязательно получится. Удачи!

Как научить ребёнка говорить букву «р»: важные рекомендации

Возможно, малышу нужна помощь логопеда или родителей, если ему 4 года, а он не выговаривает букву «р». Без консультации специалиста точно не обойтись, если ребенку уже 5 лет, а он упорно картавит или неправильно произносит «р».

Учим ребенка 3 лет говорить букву «р»

У трехлетнего малыша речь только формируется. Обусловленные возрастом недостаточно развитые движения челюсти, губ, языка становятся причиной неправильного произношения буквы «р». Родители должны это понять, не паниковать и ограничиться занятиями по развитию фонематического (речевого) слуха.

Малыши с развитым речевым слухом в 3 года говорят чисто

В 3 года родители с помощью игр могут стимулировать формирование слухового восприятия ребенка. Игра «Звучащие предметы» научит распознавать неречевые звуки (звонок, стук, шум ветра). Принесет пользу логоритмика − звук, ритм, движение. Мама или папа показывает движение, говорит фразу, малыш повторяет. Можно изображать животных, героев сказок, мультфильмов.

Как ребенка 5 лет научить говорить букву «р»

До 5 лет нарушение произношения буквы «р» считается возрастной нормой. Коррекция нужна, если в 5,5−6 лет дочь или сын заменяет «р» другим звуком или произносит его, но неправильно.

Занятия проводят перед зеркалом

Короткая уздечка

Если причина неправильного звукопроизношения – укороченная подъязычная связка, в домашних условиях делают упражнения для ее растяжения:

  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка.

Уздечка короткая, если ребенок, открыв широко рот, не может упереться языком в небо

Упражнения на растяжение делают ежедневно в течение 2 месяцев. Если ситуация не улучшается, уздечку подрезают. В видео упражнения на растягивание уздечки:

Малоподвижный язык

При недостаточной разговорной практике наблюдается малоподвижность речевого аппарата, по этой причине дети не выговаривают «р». Нужно заставить язык работать, для этого — ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Малыш, выполняя комплекс упражнений, подготавливает речевой аппарат к правильному произношению буквы «р». Чтобы сформировать устойчивые двигательные навыки, гимнастикой занимаются по 3−5 минут 3−4 раза в день. За один раз выполняют не более 2−3 упражнений.

Специалисты рекомендуют проводить занятия перед большим настенным зеркалом. Взрослый и ребенок садятся напротив него и занятия проходят весело, непринужденно, в игровой форме. На первых порах мама (папа) показывает движения, малыш их повторяет.

Перед каждым занятием выполняют 1−2 упражнения для развития речевого дыхания, они помогают произносить трудный звук:

  • поиграть в «пузыри» − раздувая щеки, втянуть воздух носом, а приоткрыв рот, выдохнуть;
  • изобразить работающую мельницу, для этого встать в положение «ноги вместе», поднять руки вверх, вращать ими с разной интенсивностью, на каждом выдохе издавая протяжное «ж-р-р»;
  • поиграть в «гусей» − ходить по комнате кругами, на вдохе поднимать руки вверх, на выдохе опускать, издавая «г-у-у».
Тренировка речевого дыхания

Освоив артикуляционную и дыхательную гимнастику, приступают к постановке звука «р». До 6 лет эффективен способ «по подражанию». Занятие проводят дома перед зеркалом. Мама (папа) показывает, как нужно правильно произносить звук, затем просит дочь или сына выполнить следующие действия:

  • приоткрыть рот;
  • губы округлить;
  • языком упереться в верхние зубы;
  • подуть с силой на кончик языка издавая «р-р-р».

Когда малыш научится издавать автономный звук, переходят к следующему этапу – «р» в слогах и словах

Заключение

Если в 5−6 лет у ребенка нет звука «р», а фонематический слух хорошо развит, родители могут заниматься постановкой «р» дома. Все упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики для домашних занятий наглядно показаны в видео:

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.

Упражнения для языка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1
  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря.

    Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].

Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку.

Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
  • Где тонко, там и [рвё]тся.
  • [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».

Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
  • Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
  • Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
  • Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»

Дифференциация звуков

Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка — [ру]ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по[ра] — го[ра] — го[ре] — мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.

Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Поделиться с друзьями:

НИИ Эврика. Как в домашних условиях научить выговаривать букву «Р»?

По мнению специалистов, звук «р» является самым сложным для произношения. Не стоит паниковать, если ваш карапуз только недавно стал выговаривать первые фразы. Речевой аппарат малышей ещё находится в стадии становления и развития. Но в случаях, когда прошла уже пара лет с того момента, как чадо начало активно болтать, необходимо заострить внимание на проблеме. Своевременную помощь способен оказать квалифицированный логопед, но постановка звука — это процесс, занимающий не один день и требующий постоянной тренировки.

Почему дети испытывают затруднения с произношением «р»?

Взрослым людям кажется, что разговаривать — это просто, а крохи только учатся управлять органами речи, и произношение ряда звуков для них сопряжено с определёнными трудностями. Существуют причины, в соответствии с которыми назначается тип коррекции:

  • Физиологические особенности строения языка

Слишком короткая подъязычная уздечка не позволяет языку доставать до неба. Существует медицинское лечение посредством подрезания уздечки и логопедические методы, основанные на упражнениях для её растяжения.

  • Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух позволяет улавливать звуковые вибрации и правильно говорить слоги и слова. Основным проявлением нарушений является дислалия — путаница и ошибки в произношении.

  • Наличие людей с дефектами дикции среди близкого окружения

Малыш воспроизводит услышанное, не подозревая, что это неверный вариант.

  • Малоподвижность артикуляционного аппарата

Эту проблему часто называют «ленивый язык», она может быть вызвана слабостью мышц или длительным использованием сосок. Чтобы заставить язык работать, применяют специальные упражнения.

  • Физиологические особенности дыхания

Некоторые заболевания сосудов и сердца, простуда, насморк, аденоиды способны влиять на дыхание. В этом случае после консультации с медиками назначается логопедическая гимнастика.

  • Неправильный прикус

При нарушении функции смыкания зубов необходимо обратиться к детскому ортопеду.

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, нужно проконсультироваться со специалистами, чтобы выявить наличие или отсутствие медицинских и физиологических проблем.

Упражнения для детей и советы для родителей

Для успешной тренировки аппарата речи необходимо следовать советам логопедов:

  • Занятия должны быть регулярными и ежедневными.
  • Разминка проводится в игровой форме.
  • Основное правило логопедии — постепенность. Звук «р» учатся произносить в три этапа:
  1. Отдельный звук.
  2. Простые слоги.
  3. Слова и скороговорки.

1)      Разминка для губ:

  • Складываем губки трубочкой и держим их в таком положении.
  • Широко улыбаемся и замираем.

Продолжительность каждого действия — 10 секунд.

2)      Упражнения для подвижности языка:

  • Дотягиваемся кончиком языка до носа.
  • Высунув язык как можно сильнее, качаем им вверх и вниз.
  • Улыбаемся и водим языком по поверхности зубов.
  • Помещаем указательный палец под язык малыша и просим подвигать из стороны в сторону.

3)      Упражнения для правильной постановки языка во рту:

  • Произносим слова, в которых «р» следует после «т» или «д». Например: трактор, дракон, друг, трамвай.
  • Проговариваем слова с двумя «р».

4)      Упражнение для правильного произношения «р»:

  • С широко открытым ртом поём длинный звук «за-а» и одновременно водим пальцем под языком из стороны в сторону.
  • Учимся грозно рычать (долгое «р-р-р»).
  • Ударяя языком о верхние зубы, отрывисто и с выдохом произносим: «д-д-д».
  • Кладём пальчик под язык, водим вправо-влево и говорим: «ж-ж-ж».

5)      Игры для правильной артикуляции:

  • «Лошадка». Цокаем языком, касаясь верхнего нёба. (15–20 раз).
  • «Прикуси язык». Улыбаясь, слегка покусываем язычок. (8–10 раз).
  • «Прогоняем комара». Кладём язык между губами и выдуваем воздух, заставляя его дрожать. (20 секунд).
  • «Иголка». Высовываем язык, сделав его узким, и держим 10 секунд.
  • «Змейка». Покусываем вытянутый вперёд язык.
  • «Шарик». Надуваем и сдуваем щёки.
  • «Варенье». Улыбаясь, облизываем верхнюю губу.

Результаты достижимы только при ежедневных занятиях в течение 15–20 минут. Преподносите все действия в виде игры или развлечения. Не нужно увеличивать длительность тренировок — это не принесёт результатов, но может настроить ребёнка против упражнений. Выполняйте задания совместно с малышом, показывая на собственном примере, как правильно делать. Бывает, что первый звук получается уже через пару дней, а иногда приходится ждать несколько месяцев. Но не стоит злоупотреблять занятиями, если они не дают эффекта. Лучше посетить логопеда для получения новых рекомендаций.

В случае положительных сдвигов стоит переходить к слогам и чистоговоркам:

1)  

ра-ра-ра-рак

ра-ра-ра-рама

ро-ро-ро-рог

ры-ры-ры-рыба

ру-ру-ру-руки

2)  

ро-ро-ро — едем на метро

ар-ар-ар — вот воздушный шар

ра-ра-ра — летняя пора!

ор-ор-ор — крашеный забор

эр-эр-эр — марширует офицер

ыр-ыр-ыр — мы купили сыр

На следующем этапе происходит проговаривание предложений и скороговорок:

1)   Рая моет рамы. Ромин папа — рыбак. Рая ходит на рынок.

2)   Рукавицы у Романа вывалились из кармана,

Почему же наш Роман не положит их в карман?

На дворе зима давно

Руки мёрзнут всё равно.

Другие примеры можно прочитать в печатных пособиях или отыскать в интернете. На своих занятиях логопеды применяют такие же приёмы. Если у вас нет желания постоянно посещать кабинет специалиста и выкладывать при этом круглую сумму, приступайте к работе над решением проблемы, не теряя времени.

 

Как научить ребенка говорить букву Р. 10 действенных советов

произношение звука «р», пожалуй, самая распространенная проблема у детей. Да что там говорить, если многие люди, находясь даже в зрелом возрасте сталкиваются с подобными, не совсем приятными, вещами. Конечно, будет идеально, когда устранение этого дефекта происходит с самого детства. Ведь с годами бороться с подобной проблемой гораздо сложнее, чем в юности. В основном все дети до пяти лет уже должны произносить этот звук, не подвергается многим. Если же ребенок находясь в возрасте 3-4 лет, не только плохо произносит звуки, но и практически не говорит, то ждать наступления пяти лет не стоит в любом случае. 

Причины, по которым происходит нарушения произношения буквы Р 


  • Неправильная работа органов дыхательной системы. При возникновении подозрения, родители немедленно должны обратиться в медучреждение для обследования и установления диагноза.
  • Дефекты в работе аппарата артикуляции. К таким дефектам может относиться и заячья губа (это достаточно серьезная проблема, чаще всего решается с помощью оперативного вмешательства), короткая уздечка языка, неправильный прикус. И в этом возможные причины не заканчиваются, их еще может быть несколько. В данном случае на помощь в устранении нарушений придет логопед. Опытный специалист поможет обрабатывать ряд необходимых упражнений и подскажет родителям, какие методики можно применять в домашних условиях. 
  • Близкое окружение, в котором чаще всего проводит время ребенок может служить негативным примером. Некоторые взрослые люди общаются неправильной языке. Дети всегда стараются подражать старшим, считая их авторитетом. Но данная ситуация оборачивается неприятными последствиями.
  • Неврологические нарушения, связанные с плохим климатом в семье, с непростыми отношениями со сверстниками и многое другое.
  • Экология, которая в большинстве случаев значительно ухудшено, низкое качество продуктов, где есть вредные красители, добавки в виде подсластителей, усилителей вкуса, плохая вода. Все эти перечисления негативно влияют на детей, еще больше ослабляя их иммунную систему, что приводит к печальному результату.

Если перед родителями очень остро встал вопрос: «Как научить ребенка произносить звук« р »?, то занятия следует начинать с артикуляционных упражнений, которыми нужно постоянно заниматься. Регулярность таких действий приведет к следующим положительным результатам:

  • укрепление мышц языка, щек и губ
  • изменение амплитуды движений в большую степень
  • улучшения работы органов артикуляции
  • научит ребенка произносить звуки правильно

Способы улучшения произношения звука Р, разработанные логопедами

Нижеперечисленные упражнения вносят ясность по поводу темы, часто интересует родителей: как научить ребенка произносить букву «р».

  • упражнение «Лопатка»

Язык малыша в данном случае принимает форму лопатки. Слегка высунув язычок, принимаем нужную форму и удерживаем в таком положении 13-15 секунд. Затем необходимо дать ребенку немного времени на отдых и повторить упражнение не менее пяти раз.

  • Упражнение «Чашка»

Ребенок добавляет языке форму чашечки, держа язычок в такой позиции секунд 15. После непродолжительного отдыха, разминку повторить пять раз.

  • Упражнение «Чистим зубки»

Здесь малыш просто обязан блистать своей прекрасной улыбкой. Верхний ряд зубов в этот момент открыт. Язычок работает в полную силу, чистя зубы с внутренней стороны, что веником. Но челюсти при этом должны быть неподвижными. 

  • Упражнение «Лошадка»

При выполнении этого упражнения ваш ребенок может представить себя лошадкой или маленьким пони. При этом он должен повторять звук, похожий на звук подков, что ударяются о землю во время бега лошади. Звук: «Чок-чок». Такая игра отлично укрепляет мышцы язычка. 

  • Упражнение «Шиворот-навыворот»

В данном случае можно не только выполнять монотонную задачи, но и посмеяться. Ведь забавно со стороны наблюдать на маму и малыша, которые выворачивают язычки в обратную сторону. При этом в процессе нужно пытаться разговаривать. Это будет замечательная разминка для детского язычка.

  • Упражнение «Кошечка»

После потешной игры в лошадку, на смену приходит кошечка. Пусть толковый малыш превратиться на время в котенок и выпьет из чашки любимый сок или молочко так, как пьет свое молочко кошка. Данный способ также хорошо сказывается на укреплении мышц язычка.

  • Упражнение «У кого язык длиннее»

Этот метод напоминает игру, в которой участники соревнуются между собой в кого же будет лучше результат. Покажите ребенку технику и соревнуйтесь. Смысл заключается в том, у кого же дольше язычок. Пусть малыш попробует дотянуться до подбородка и носика. Это действительно забавно и очень полезно. 

  • Упражнение «Для расслабления мышц языка»

Во время выполнения этой задачи ученик должен сидеть с широко открытым ртом, высунув язык как можно дальше, чтобы его кончик оперся о бугорочки верхних зубов. В такой позиции язычок необходимо удерживать не менее 20 секунд. После чего отдых несколько секунд и повторить подобную упражнение три-четыре раза. Благодаря регулярному выполнению, удастся хорошо растянуть связи, которая находится под языком, а мышцы язычка при этом будут расслабляться.

  • Упражнение «Дятел»

Выполняя «дятел», необходимо четко произносить звук «Д». Начиная от неспешной произношения, вскоре сменяется при увеличении темпа. При этом кончиком язычка малыш ударяет по бугорках верхних зубов. Ребенок улыбается, широко открыв рот. Время на это задание выделяется минимум 15 секунд. Следите, чтобы ваше чадо не двигало челюстью и так же широко улыбалась.

  •  Упражнение «Прикусы язычок»

Данная задача тоже порадует малыша, особенно если он уже изрядно устал от гимнастики. Попросите его улыбнуться красивой улыбкой. При этом откроется язычок, его ребенок должен слегка покусывать. Это упражнение направлено на правильную работу мышц язычка.

После обработки всех этих задач станет более понятно как научить ребенка говорить букву «р» без логопеда.

Массаж языка при нарушении произношения «Р»

Встречаются случаи, когда одной гимнастикой невозможно ограничиться. Тогда ребенку назначается специальный логопедический массаж. Массаж один из методов, который положительно действует на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов. Сам процесс в чистом, хорошо проветриваемом и теплом помещении. После того, как маленький пациент пообедал, должно пройти 2:00. Только по истечении этого времени, можно начинать процедуру. Рот должен быть чистым, без следов пищи. Регулярность в данном вопросе так же важна. Поэтому следует выполнять массаж ежедневно. Курс назначается в зависимости от степени осложнения. Обычно он составляет от 20 процедур. Сам массаж делается в течение 20-25 минут. Первый сеанс не должен превышать пяти минут. В последующие разы время идет на увеличение. Так как пациент-ребенок, то это означает, что у него может появиться страх перед ранее неизвестной процедурой. Малыш должен быть расслабленным и спокойным, чувствовать себя комфортно, а сам процесс не должен доставлять каких-либо болезненных ощущений. Чтобы он привык к подобным манипуляциям, первый раз необходимо провести не в положении лежа, а чтобы ребенок сидел. Таким образом он постепенно привыкнет, а не будет нервничать и переживать. Родители обязаны быть в курсе того, что для выполнения данной процедуры есть ряд противопоказаний:

  • воспалительные процессы в глазах
  • простудные заболевания
  • заболевания такие, как герпес. Он может присутствовать как на губах, так и на лице
  • наличие воспалений в полости рта

Массаж можно выполнять и в домашних условиях. Но, только после консультации и разрешения специалиста. В массажном кабинете у логопеда задействовано специальное оборудование, которого в домашних условиях нет. Поэтому родителям на консультации посоветуют такие вещи, как зубную щетку или шпатель для массажа язычка. Логопед назначает продолжительность и регулярность проведения процедуры. В комплексе возможен также массаж шеи и плеч. Данные процедуры направлены на расслабление мышц. Если во время проведения дома что-то вызывает сомнения или ребенок почувствовал боль, необходимо об этом сказать врачу. 

Когда подобные занятия не выглядят скучно и монотонно, а напоминают увлекательную игру, то достичь вершин, чтобы ваш маленький произнес четко и уверенно звук «р», можно гораздо быстрее. Самое главное в этом нелегком деле — терпение, усидчивость и регулярность, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Важно не переусердствовать и не спугнуть ваш ребенок. Поэтому родители должны отталкиваться от настроения и готовности ребенка, чтобы это, ни в коем случае, не выглядело как принуждение. Таким образом, вы никогда не придете к цели. Слава и по мере заохочувати- важный критерий в занятиях. Малыш проснулся, он счастлив и улыбается. Значит мама сегодня может сказать: «учимся говорить букву р». Старайтесь не пропускать ни одного дня, уделяя этому процессу хотя бы 15 минут в день. И как, звук «р» сам по себе не совсем простой в произношении, то за короткий промежуток времени вы не получите долго ожидаемого результата. На постановку звука понадобиться примерно два месяца. Многие взрослые убеждены в том, что они смогут победить эту проблему самостоятельно. Причины возникновения таких мыслей могут быть разные. Возможно детство мамы или папы было таким же проблемным в плане неправильного произношения, в чем им помогали только родители. Но, нужно сравнивать прошлые времена, когда стремительного развития практически не было ни в одной сфере, с нынешним прогрессивным время. Сейчас огромный выбор специализированной литературы и непосредственно людей-профессионалов, которые с радостью сделают процесс лечения детей быстрым и легким. Конечно, идеальным вариантом будет, если с ребенком может заниматься как профессионал, то есть логопед, так и родители дома. Ведь специалисты лучше знают свое дело, а время за которое ребенок научится говорить правильно, значительно сократится. Поэтому верным решением родителей будет, если после трех лет они приведут любимое дитя на специальные занятия. Определяющим фактором для самой ребенку то, что она не будет себя чувствовать белой вороной или неполноценным человеком. Приходя в специальную группу, где малышей с подобными проблемами много, ребенок лишний раз убедится, что она не одна. Там над ним не будут смеяться и шутить. Ведь дети очень уязвимы в раннем возрасте, особенно когда их обижают друзья-сверстники. 

А вскоре ваши мысли о том, что ребенок не выговаривает букву р, сотрутся из памяти навсегда, как ненужная информация. Главное и молодого убедить в том, что через несколько месяцев забудутся эти небольшие проблемы.

Как произносится R по-английски

 Звук R является одним из самых трудных для правильного произношения звуков для изучающих английский язык.  Это сложный звук для изучающих английский язык, потому что он либо звучит по-другому в других языках, либо вообще не существует.

 

Когда звук изучаемого вами языка не существует в вашем родном языке, вы автоматически воспроизводите звук, наиболее близкий к нему из вашего родного языка.Это может создать путаницу и недопонимание, особенно когда неправильный звук полностью меняет слово.

 

Нельзя путать акценты и произношение.   Совершенно нормально иметь акцент, но это становится проблемой, когда акцент мешает пониманию.  Например, «рис» становится «вши», когда звук /л/ заменяет звук /р/.

Как улучшить произношение буквы R

Улучшение произношения звука буквы Р в английском языке требует много практики.Во-первых, вам нужно будет ознакомиться с положением рта и языка, чтобы воспроизвести звук Р. После этого вы можете начать практиковать его в словах, а затем в предложениях.

 

Начать можно с отработки звука Р в начале (беги, крыса, крыса), в середине (ошибка, правильно, девочка) и в конце слов (учитель, найми, услышь). Не забывайте практиковать группы согласных буквы R , например, scr eam, dr eam, cr y, fr y, br eak и str eak.

 

Как правильно произносить R

Есть два способа произнести звук буквы Р.  Несмотря на то, что способы его создания разные, они производят одинаковый звук.

 

Первый способ произнести звук «Р» — это подтянуть язык вверх и прижать его к верхней части рта. Ваш язык должен заполнять пространство между зубами и касаться зубов с обеих сторон. Сосредоточьтесь на прикосновении боковых сторон языка к области, где встречаются зубы и десны.

 

Над язычком должен быть зазор для прохождения воздуха.  Буква R не является носовым звуком, как звук /ng/ в английском языке, поэтому не мешает воздуху проходить через рот.

Второй вариант — прикоснуться кончиком языка к гребню нёба, где нёбо поднимается за зубы.  Остальная часть языка должна оставаться низко в задней части рта.

 

Вероятно, вы обнаружите, что в одних случаях удобнее использовать первый метод, а в других — второй. Это будет зависеть от звуков, окружающих звук Р в слове.

 

Что нельзя делать, чтобы произнести звук «р»

Вы не должны блокировать поток воздуха через рот при произнесении звука Р. Это не носовой звук, поэтому звук не должен исходить через нос. Также нельзя касаться языком передних зубов.  Это не даст правильного звука.

В английском языке звук R не является постукивающим звуком, как /d/ или /t/ , поэтому убедитесь, что вы можете воспроизводить звук в течение длительного времени, а не один быстрый звук.Потренируйтесь произносить долгий звук /ррррррррр/ вместо звука /р/ /р/ /р/.

 

Произношение R Проблема 

Многим носителям английского языка, говорящим на втором языке, трудно произносить звук буквы R, потому что его нет в их родном языке. Это означает, что звук R заменяется совершенно другим звуком.   

 

Замена одного звука на другой — опасная привычка, потому что от нее трудно избавиться.Эти ошибки будет легче исправить, если вы не слишком далеко продвинулись в своем путешествии по английскому языку — , но никогда не поздно поработать над звуком Р и улучшить свое английское произношение.

Если в вашем родном языке есть сильно свернутый звук Р, то вам не следует слишком беспокоиться, так как звук Р продемонстрирует ваш акцент, но не должен мешать пониманию. Некоторые английские акценты, такие как шотландский и ирландский, также имеют прокатанный звук R.

 

Большинству людей трудно правильно расположить язык .Это сложно, потому что трудно понять, что происходит во рту носителя английского языка. Лучше всего смотреть на диаграммы положения языка, произнося звук Р, чтобы убедиться, что вы точно знаете, куда идет язык.

 

Что такое английский каждый день

English Everyday  – это курс английского языка с круглосуточными разговорными уроками  для изучающих английский язык, которые хотят неограниченной разговорной практики с носителями языка, профессиональными учителями и студентами со всего мира .

 

У вас есть урока разговорной речи в прямом эфире , где вы можете присоединиться к неограниченному количеству уроков каждый день . Почти каждый час есть урок, и вы можете присоединиться ко всем из них, а также вы можете просмотреть все записанные уроки . English Everyday  содержит много разговорной практики  для каждого уровня английского ( A2 , B1-B2, C1 ), а также у вас есть календарь запланированных уроков , чтобы вы могли видеть и в какое время вы можете присоединиться и начать говорить.

В программе English Everyday у вас есть  24/7 поддержка  а также у вас есть студенческий чат  , где вы можете общаться с другими студентами со всего мира . Вы можете посмотреть нашу страницу обратной связи  , чтобы узнать, из каких стран наши студенты. Прежде чем присоединиться к нашей программе, мы настоятельно рекомендуем вам записаться на наш бесплатный семинар с Крисом Америкосом , где вы можете узнать:

 

  • Какие цели нужно поставить, чтобы добиться лучших результатов 
  • Как очень быстро заговорить по-английски
  • Что нужно сделать, чтобы иметь идеальное произношение
  • 3 самые большие ошибки, которых нужно избегать
  • Какие бесплатные ресурсы помогут вам выучить английский
  • Лучший ресурс для улучшения вашей речи

 

 

R Тренировка произношения

Лучший способ улучшить произношение звука буквы R в английском языке — сначала изучить положение рта и положение языка.   Важно понимать, где и как создается звук. Вам нужно сосредоточиться на положении языка и форме рта, необходимых для произнесения звука, прежде чем вы сможете использовать звук в слове.

 

Как только вы познакомитесь с формой рта и положением языка, вы можете перейти к отработке минимальных пар.   Минимальные пары – это два слова с одинаковыми звуками, за исключением звука, который вы хотите отработать.

 

Минимальные пары, которые вы выберете, будут зависеть от звука, который вы произносите вместо звука R. Например, в большинстве азиатских языков нет звука Р; в результате азиатские изучающие английский произносят букву L на своем месте. Практика слов с одинаковым звуком, отличающихся только буквами L и R, поможет изучающим английский азиатский язык произносить правильный звук.

 

Минимальные пары /l/ и /r/

Вши Рис

Длинный Неверный

Прибыть живым

Играть Молись

Бродячая убийца

Страх полета

 

Другой распространенной заменой звука буквы R является звук буквы W.Чаще всего это происходит, когда звук Р является начальным звуком слова.

 

Минимальные пары /r/ и /w/

Богатый Который

Правый Белый

Кольцевое крыло

Тряпичная шутка

Рэй Уэй

Железнодорожный кит

 

Потренируйте эти слова рядом друг с другом и запишите себя, чтобы убедиться, что вы произносите эти слова правильно. Если вы слышите разницу, вы добились успеха. Если вы не слышите разницы, вернитесь к тренировке звука вокруг буквы Р.

 

После того, как вы освоили звук буквы Р в минимальных парах, можно переходить к отработке скороговорок. Скороговорки — отличный способ привыкнуть к изменению формы рта и воспроизведению звука в полных предложениях.

 

Буква R Звук Скороговорки

По комнате бегают десять очень буйных кроликов.

Богатая ведьма вспоминает.

Ричард очень любит кататься с горки.

Красный грузовик, желтый грузовик, красный грузовик, желтый грузовик.

 

R Положение языка звука

Язык можно либо положить вверх и плоско между верхними зубами, либо кончик языка можно плотно прижать к гребню неба за зубами.

 

В первой позиции язык должен касаться верхних коренных зубов с обеих сторон в месте соединения десны и зубов. Кончик языка просто плавает в передней части рта, не касаясь зубов. Средняя часть языка является самой высокой и заполняет всю верхнюю часть рта. Если вы поместите палец в рот, вы должны почувствовать пространство между верхней частью языка и небом.

 

Во второй позиции кончик языка должен плотно касаться гребня неба за зубами. Язык не должен касаться передних зубов. Остальная часть языка должна быть приплюснута к задней части.

 

Вы можете выбрать любое удобное для вас положение языка.В любом случае звук будет одинаковым.

 

Американское произношение R

Особенно трудно произносить американскую букву R. Британский и американский акценты отличаются произношением звука Р.  В британском английском это слабый звук, который часто почти полностью игнорируется. В американском английском звук R — сильный и подчеркнутый звук.

 

Такие слова, как сердце, боль и девушка , звучат очень по-разному в американском произношении по сравнению с британским произношением.

 

В конце слова американское произношение R представляет собой жесткий и сжатый звук. Чтобы усовершенствовать американский звук R, начните с практики звука R в начале таких слов, как row, run и rest.  Затем обратите внимание на форму своего рта и повторите ту же форму в конце таких слов, как пошевелить, ее и мех.

 

Лучшие советы по улучшению произношения R

Следуйте этим советам, чтобы улучшить произношение звука R в английском языке.

 

Практикуйте звук R:

Поэкспериментируйте с различными позициями языка , которые мы рассмотрели в этом блоге, и найдите то, что подходит именно вам. Практикуйте минимальные пары , чтобы усовершенствовать свое произношение отдельных звуков.

 

Повеселитесь:

Обычно в английском языке намного проще произнести сложный звук, если добавить рядом с ним гласную. Подумайте о звуке, который издает собака, когда лает. Добавьте звук A к звуку R и имитируйте лай собаки: /rarararara/

 

Тренируйтесь лаять, как собака, рычать, как медведь, или говорить «ааа», как пират.  Сначала это может показаться странным, но если вы учите английский язык дома, то вас никто не осудит. Включение в процесс обучения веселых занятий также поможет вам запомнить звук.

 

Используйте движения рук, чтобы направлять вас:

Не бойтесь вовлекать в процесс все свое тело.   Во время произнесения слова имитируйте движение языка руками, чтобы полностью сосредоточиться на движении языка. Это поможет вам воспроизвести правильный звук. И помните, что сначала нужно начинать медленно, а затем становиться все быстрее и быстрее.

 

Практика Дифтонги:

Дифтонги — это гласные звуки, в которых два гласных звука смешаны вместе без согласного между ними.

 

Некоторые дифтонги имеют окончание звука R:

/ eə /

Волосы

Ярмарка

Лестница

Пара

Уход

 

/ ɪə /

Здесь

Страх

Около

Задний

Рулевое управление

 

/ ʊə /

Тур

Лечение

Чистый

 

Слушай и повторяй

Послушайте, как носители английского языка произносят слова со звуком Р, и повторите их.   Затем вы должны записать себя, чтобы сравнить свое произношение с произношением носителя английского языка. Легче быть объективным в своем произношении, когда вы слушаете запись.

 

Получите помощь от носителя английского языка

Если вы изо всех сил пытаетесь воспроизвести звук, найдите партнера, говорящего по-английски, который поможет исправить вас, когда вы неправильно произносите слова со звуком R.  Скажите своему англоговорящему партнеру, что вы хотите улучшить свое произношение звука R.Они будут более чем счастливы исправить вас.

P5 Как произносится буква R в румынском языке

P5 Как произносится звук R в румынском языке

Произношение R в румынском языке, вероятно, самое сложное для носителей английского/американского языков. Это потому, что всю свою жизнь вы произносили букву Р по-английски, а теперь одну и ту же букву вам приходится произносить по-другому по-румынски. А так как в английском ты произносишь Р по наитию (ты 2 минуты не думаешь, как это произнести), то иногда инстинкт изменить сложно, а иногда нужно время и приходится тренироваться.

Самым важным в произношении R на румынском языке является положение кончика языка. В английском R кончик языка направлен вверх и ничего не касается, но в румынском кончик языка касается гребня верхних зубов (см. рисунок ниже).

Произнести румынское R из английского R невозможно. Это означает, что если вы думаете, что можете начать с произнесения английского R, а по ходу дела будете произносить румынское R, то это не так.Вы должны научиться произносить румынское R иначе, чем английское R.

Чтобы попасть туда, выполните следующие действия:

  1. Где язык
  2. Начните с D
  3. Заставить R вибрировать воздухом
  4. Видео
  5. Ваша очередь попробовать
  6. Сверло
  7. Детский тест
  1. Прежде всего, вам нужно следить за положением языка во рту. Звучит просто, но это не так.
    Если вы осознаете положение языка во рту, вы прошли 30% пути к идеальному произношению румынского R.
    Большинство ошибок совершается из-за того, что вы торопитесь и пытаетесь произнести румынское R инстинктивно, как в английском языке, не зная и не думая, где язык у тебя во рту.
  2. Поместите язык в положение D и несколько раз произнесите D. В этом положении кончик языка касается верхних зубов.
    Чтобы достичь правильного положения языка для румынского R, необходимо переместить кончик языка от верхних зубов вверх, пока он не перестанет касаться зубов.Слегка продвиньтесь (0,07 дюйма/2-3 мм) вверх, все еще касаясь кончиком языка неба.
    Ваш язык должен находиться на своего рода горбинке/гребне в 0,07 дюйма от основания верхних зубов. Итак, вы не касаетесь зубов или десен, но ваш язык находится очень близко, мы будем называть это место верхним передним хребет.
    На картинке ниже показано, в маленькой синей рамке, где вы должны поместить язык:

    Не торопитесь, по крайней мере 20-30 секунд, чтобы убедиться, что вы поместили язык в нужное место.В это время не пытайтесь произносить румынскую букву Р, сначала потренируйтесь, только поставив язык в правильное положение.
  3. Как только вам удалось коснуться кончиком языка верхнего переднего гребня, вы должны заставить кончик языка вибрировать относительно верхнего переднего гребня, выдыхая воздух через рот .
    Вы должны хорошо дышать и выпустить воздух изо рта. В этом упражнении вначале необходимо утрировать и выпустить больше воздуха, чтобы помочь кончику языка вибрировать.Как только вы овладеете произношением румынского R, больше не будет необходимости преувеличивать с дыханием.

    Важно понимать, что румынский R производится воздухом, который вибрирует кончик языка. Вы не должны пытаться вибрировать кончиком языка, двигая языком, вы должны позволить кончику языка относительно расслабиться, слегка касаясь верхнего переднего гребня, а затем выдохнуть воздух, который будет вибрировать кончиком языка относительно верхнего переднего гребня. .

  4. Как узнать, вибрирует ваш язык или нет? Кончик языка должен касаться верхнего переднего гребня много раз за секунду.
    Вам просто нужно потренироваться, и у вас все получится.

Если вам трудно произносить румынскую букву R, знайте, что румынам также трудно произносить английскую букву R.

Видео

Чтобы лучше понять, как произносится румынская буква R, посмотрите следующие видео:

Попробуйте

Мы выбрали несколько интересных румынских слов, которые содержат различные сочетания буквы R с другими румынскими буквами/звуками.
Послушайте внимательно и попробуйте произнести следующие слова на румынском языке.