Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Как научить ребёнка говорить букву «р»
Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
1. Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
2. Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
3. Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
4. Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
3. Маляр
Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.
4. Лошадка
Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.
4. Угощение
Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. Гармошка
Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
3. Змейка
Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Читайте также 👦👧®️
Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :: SYL.ru
Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему
Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.
Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».
Основные ошибки в произношении
- Скомканное окончание.
- Замена звука «р» на звук «л».
- Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения
- Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
- Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
- Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
- Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
- У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
- В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
- Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
- У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.
Проверка произношения буквы «р»
Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.
После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.
Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:
- попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
- пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
- малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
- попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
- нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
- пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.
Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации
Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.
Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.
Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.
Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.
Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.
Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.
Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно
При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих
Упражнение 1
Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».
Упражнение 2
Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.
Упражнение 3
Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.
Упражнение 4
Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.
Упражнение 5
Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.
Упражнение 6
Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения
Упражнение 1
Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.
Упражнение 2
Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.
Упражнение 3
Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».
Упражнение 4
Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед
Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.
Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.
Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.
Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.
Слова на букву (звук) — Р
Звук Р в начале слова
Ра
Рак, раб, рань, рама, рана, Рая, рога, рабы, рагу, ранет, рахит, радио, радуга, ракета, ракита, работа, рампа, родня, родник, рогатка, ракетка, равнина, рафинад, романтик, раковина, работа, работать, работяга, рабочий, равенство, радар, радеть, раджа, ради, радий, роса, разум, ранец, Россия, рация, радиус, рассудок, рассвет, рассказ, раскат, радость, росинка, росянка, разница, развилка, развязка, распилка, расписка, ровесник, роговица, растение, распутица, радиус, романс, радист, радовать, радость, раж, раз, разбить, разбой, разбудить, разбухнуть, разве, разведка, разведчик, развить, развод, развоз, развязка, разгадка, разгиб, разгон, раздать, раздеть, раздумье, разжевать, разжать, разжечь, разинуть, разить, разлом, размах, разметить, размесить, разминка, размытый, размять, разносить, разный, разнюхать, разнять, разобщить, разодеть, разовый, разом, разуть, разуметь, разум, разуть, разучить, разъесть, разъезд, разъём, разыскать, район, ралли, рама, рампа, ранг, ранее, ранет, ранец, ранить, ранее, рано, ранчо, рань, раньше, рапира, рапс, рапсодия, раса,
раскидать, роман, романс, ромашка, ронять, роса, росомаха, россияне, рожок, розетка, рокфор, родео, родители, родник, рождество, рожать, рогатка, рогожа, ростовщик, росток, ротозей, рояль, рассказ, расстояние, растаять
Ро
Рот, ром, рок, ров, род, роба, рота, Рома, робот, рокот, ропот, родина, рондо, родинка, ромб, рол, ролик, роль, роскошь, рослый, роспись, рожь, роза, розан, розга, розжиг, розница, рознь, розовый, розочка, розыгрыш, розыск, рой, рокер, роды, рожа, робкий, робость, ровно, ровный, рог, россказни, россыпь, рост, ростбиф, росчерк, ротор, рохля, роща,
Ру
Рука, руда, руно, румын, руль, рулет, рулон, рубин, рукав, рубаха, руина, рулевой, рубли, рубанок, рубка, румба, русалка, рубильник, рукоятка, рукомойник, русло, рукоделие, рухнуть, ручаться, ручка, ручник, ручной, рушить, рушится, рукопись, рукоятка, румб, румба, румын, румяна, румянец, румянить, рутина, румяный, руно, рундук, руны, рупия, рупор, русак, руско-…, русский, Русь, русый, рутина, рубка, рубль, рубрика, ругать, ругательство, ругань, рудимент, рудник, рудовоз, рубчик, рудокоп, ружейник, ружьё, руки, рукавица, рукавчик, руководить, рукопашный, рубануть, рубашка, рубеж, рубероид, рубец, рубить,
Ры
Рык, рысь, рыба, рыбак, рынок, рысак, рычаг, рыжик, рытвина, рыболов, рывок, рыхлый, рыхлить, рыл, рысак, рысачить, рыбачить, рыльце, рында, рысёнок, рысий, рысить, рыскать, рыть, рыцарь, рыгать, рыдать, рыжий, рыло, рыжеволосый
Звук Р в середине слова
Ра
Ура, нора, тара, пара, кора, фара, конура, бура, фура, гора, дыра, тура, эра, гитара, пора, фанера, контора, пантера, детвора, сера, жара, мишура, пещера,
Вера, Нюра, Юра, Кира, Ира, Шура,
Иран, Ирак, баран, герань, варан, буран, пироги, барак, борода, бурак, города, пират, парад, карат, уран, Марат, аромат, карабин, веранда, керамика, ураган, парапет, баранка, Буратино, барабан, парафин, пирамида, таракан, пароход, панорама, караван, подарок, куранты, бородавки, хоровод, короед, городки, куропатки, городок, муравей, бумеранг, фараон, воробей, карантин, орангутанг, боровик, каравай, воротник, боровик, обморок, Серафим, гороскоп, заморозки, сарай, карапуз, зверобой, сыворотка, карась, соратник, хворост, Сахара, керосин, царапина, сырость, сирота, саранча, поросёнок, ярость, сарафан, борозда, операция, паровоз, заработок, шарада, пирожок, порожняк, барашек, горожане, гараж, широта, урожай, жаворонок, вираж, чародей, сыроежка, мираж, парашют, фуражка, Чебурашка, тираж, бородач, карандаш, сороконожка, жираф, поролон, караул, тарантул, марал, генерал, корабли, водоросли, Урал, минерал, заросли, морозильник, коралл, каракуль, адмирал, караульщик, мораль, карамель, лаборант,
Ро
Герой, перо, урок, нет сорок, пирог, дорога, ворона, ворота, сорока, корова, корона, короткий, коробка, мороз, народ, сурок, паром, горох, порог, творог, сырок, сырой,
Ру
Заберу, ору, кору, беру, парус, кукуруза, орудие, Маруся, кукуруза, кенгуру, в гору, в нору, в пору, в конуру, в пещеру, детвору, гитару, в жару,
Ры
Шары, комары, куры, горы, командиры, помидоры, самовары, актеры, шоферы, топоры, дыры, горы, фары, корыто, вырыто, перышко, боксеры, бурый, норы, пары, пионеры, пожары, шахтеры, пантеры, гитары, конторы, пещеры,
Звук Р в стечении согласных (в начале слова)
Ртуть, ржа, ржи, ржаветь, ржавчина, ржавый, ржаной, ржать, рвать,
обратные слоги.
Р в конце слова
Пар, шар, удар, бар, дар, жар, стар, самовар, повар, базар, комар, загар, омар, пожар, сахар, автор, выбор, санитар,
бур, абажур, шнур, тур, сумбур, шампур, каламбур, трубадур,
сор, бор, спор, сбор, хор, двор, топор, забор, мухомор, вор, взор, узор, запор, мотор, помидор, набор, бобер, актер, шофер, шахтер, костер, монтер, ковер, дозор, суфлер, фантазер,
сыр, командир, пассажир, кефир, зефир, командир, тир, мир, пир, кумир, факир, тапир,
ветер, вечер, катер, мастер, универ, веер, север, пионер, сквер, пенсионер, тостер, офицер,
Ар, яр
Арбуз, арка, арфа, аркан, армия, артист, архив, барка, гармонь, марка, карман, картон, карниз, картина, корзина, картошка, картинг, каркать, корма, мартышка, фартук, морковь, парта, спортивный, карта, баржа, бархат, барсук, Барбос, подарки, доярка, яркий, ярче,
Ор, ёр
горка, норка, норма, корка, уборка, тормоз, форма, зёрна, мерка, дверка, этажерка, горный, норный, гордый, узорный, топорный, зоркий, орден, форточка, дергать, пятерка, семерка, спорный, озерный, терка, черный, аккорд, свёрток, дёргать,
Ур, юр
ажурный, бурка, Мурка, тужурка, пурга, шнурки, огурцы, бурный, дежурный, урна, чурка, куртка, шкурка, сумбурный, бурда, турки, культурный, юркий, юрта,
Ир, ыр
Дырка, сырный, дырчатый, фыркать, бирка, мирный, ширма, кирка, кирпич, стирка,
Ер
Вернуть, верный, верно, вертеть, верхом, вершок, держать, зерно, перчатки, терпеть, червяк, чердак, чернеть, черника, чернила, беркут, верба, верно, Герман, конверт, Герда, мерка, первый, персик, термос, сердце, усердный, ферма, шерстяной, серна,
Звук Р в стечение согласных, середина слова:
порт, Марс, сорт, борт, парк, борщ, морж, ёрш, верх, дёрн, серп, барс, тёрн, герб, корт, горн, горб, борт, шторм, карп, пирс, старт, спорт, морс, штурм, март, торт, ворс, корм, шерсть,
Бра, бро, бру, бры…
Браво, брат, брак, браслет, бродить, бродяга, брусника, бранить, вброд, бобры, броня, брусья, брасс, брод, брыкаться, брус, брови, брынза, браво, бросить, бронза, брысь, швабра, брать, бросок, брызги, брызгать, кобра, набросок, брат, братья, бродяга, брызги, зебра, зубры, добро, добрый, обрыв, брошь,
Вра, вро, вру, вры…
Врач, враль, врать, вразумить, врун, овраг, враг, вражда, вроде, ковры,
Гра, гро, гру, гры …
Град, грамматика, грохот, грустный, грызть, градусник, багровый, граната, громко, грусть, нагрузить, фотограф, автограф, грузди, гром, группа, груз, грузовик, график, грохотать, фотография, тигры, груз, грузовой, граф, награда, грозить, группа, фотографировать, грузить, грамота, играть, грозный, грудной, игры, грамм, грозы, грубый, грызун, графин, графиня, огромный, погром,
Дра, дро, дру, дры, …
Дракон, драчун, друг, здравый, драка, дрозд, аэродром, дружить, дроби, космодром, друзья, здравие, бодрость, друг, здравствуй, драчун, дровосек, дранка, дрова, драка, дровни, кадры, кедры, дружба, здравница, здравица, выдра, квадрат, эскадра, ведро, бедро, ядро, мудрость, бодрый, кедры, дружный, подруга, вдруг,
Зра
Зразы,
Кра, кро, кру, кры
Край, кролик, крутой, открывать, красавица, выкройка, кроме, крот, крупный, крышка, крапива, укроп, акробат, кровь, крупа, крыша, красный, крокус, микроб, вокруг, круг, крыса, краска, крошки, кроссовки, кружок, мокрый, Крым, краб, кромка, кровать, крутить, скрытый, кран, крона, кроткий, закрывать, красивый, крыть, крыжовник, закрыть, икра, искра, кружева, крутой,
Пра, про, пру, пры…
Право, провод, пробег, прыгун, пробка, просьба, просит, прыгать, проход, прошлый, прут, праздник, правильно, простуда, прачка, правый, направо, продукты, прошлое, проказник, правда, простыня, прокат, прыжок, Прага, проседь, пруды, Пруссия, прусский, пружина, пропись, пруд, прогнуться, направить, направо, напрасный, напрокат, напролом, напротив, напрочь, непроглядный, непроходимый, непрошенный, вопрос,
Сра
Срам, сразу, срочно, сроки, сроки, срочно, срубить, сровнять, с розами, сруб, срыть, с рынка, с радостью, с рукавами,
Тра, тро, тру, тры, атр, отр, утр, ытр,
Трава, трап, страх, страус, тропинки, тропка, тройка, трос, тропка, труба, трус, трубка, труд, трын-трава, отрывок, отрывать, метр, театр, фетр, строгий, трудный, пёстрый, Пётр, страна, строить, трубить, ветры, осётр, страница, стройка, струна, метры, литр, странный, метро, струя. Костры, центр, тетрадь, матрос, стружка, театры, министр, астра, патрон, ватрушка, министры, монстр, завтра, утро, петрушка, осмотры, факир, завтрак, хитрость, сотрудник, центры, фильтр, дракон, дроби, бодрость, осмотр,
Фра, фро, фру
Фрукты, Фрося, фронт, франт, фрамуга, фрак, француз, Франция, французский, фракция, цифра, кофры,
Хра, хро, хру, хры
Храп, храпеть, хруст, хроника, хроники, хранить, храбрый, хранить, хромать, храм, хром, хромой, хромать, охрана, охранять, махровый, хрупкий, вихры,