Осложнения транспортировки больных в критическом состоянии: факторы риска
Лечение пациентов в критическом состоянии в отделении реанимации и интенсивной терапии не исключает проведения исследований и назначения процедур вне ОРИт, что требует неоднократной транспортировки больного за пределы реанимации. Такие внутрибольничные перевозки (ВБП) могут стать причиной развития осложнений и должны быть частью стратегии снижения риска неблагоприятного исхода. Однако осложнения при транспортировке остаются нередкими событиями. Риск их необходимо предусмотреть при назначении терапевтической или диагностической процедуры с позиций выгоды от процедуры/опасности ВБП.
Доступно несколько рекомендаций, подпитанных личным опытом и мнением экспертов. Для снижения числа осложнений авторы обозначили эффективные «защитные» факторы: регулярные проверки оборудования и состояния пациента во время ВБП, тщательная подготовка больного к перевозке, адекватная седация, опытный обученный персонал, расположение диагностических и терапевтических отделений в непосредственной близости от ОРИТ.
Главными целями настоящего исследования являлись: определение частоты и факторов риска осложнений внутрибольничной транспортировки больного в критическом состоянии, определение последствия таких осложнений и путей улучшения организации работы ОРИТ.
Методы
Данное проспективное неэкспериментальное исследование было проведено в 38-коечном ОРИТ французской районной академической больницы в период с 1 мая 2009 по 21 марта 2010.
Результаты
За период исследования в отделение поступили 753 пациента, 323 из них подверглись внутрибольничной перевозке. Записали процесс и проанализировали 262 перевозки 184 пациентов.
Однократно в течение госпитализации перевозили 128 пациентов, 41 пациента – дважды, 4 — трижды, и для одного потребовалось шесть транспортировок на КТ. Во время ночных дежурств между 21:00 и 7:00 часами осуществлено 17 перевозок.
С одним и более осложнением зафиксировали 120 (45,8%) ВБП перевозок. Связаны с неполадками оборудования 86 (32,8%) случав. Ухудшение состояние пациентов отмечено в 68 (26%), 44 (16,8%) из них были обусловлены исключительной тяжестью состояния. Из них преимущественно наблюдалась кислородная десатурация в 23 (8,8%) случая и в 13 (5%) случаев отмечена гемодинамическая нестабильность. Остановки сердца во время ВБП не зафиксировано.
Оценка риска общих осложнений
По данным однофакторного анализа осложнения ВБП были ассоциированы: с седацией перед транспортировкой, большим количеством инфузионных помп, ПДКВ >6 cmh3O, модификацией терапии перед перевозкой, необходимостью введения растворов во время движения. По данным мультифакторного анализа, повышенный риск развития осложнений был ассоциирован с введением растворов, ПДКВ >6 cmh3O, седацией. Повторная ВБП не являлась фактором риска развития осложнений. Осложнения перевозки не были связаны с временем суток или днём недели.
Пацент-обусловленные осложнения
Зафиксировано 68 (26% ВБП) пациент-обусловленных осложнений. Факторами риска были изменения медикации для транспортировки, такие как усугубление седации, а также ПДКВ >6 cmh3O.
Осложнения, преимущественно обусловленные исходной тяжестью состояния пациента
Во время ВБП отмечено 44 (16,8%) осложнения: 23 (8,8%) случая кислородной десатурации, 1 (0,4%) случай экстубации, 1 (0,4%) случай спонтанного удаления центрального венозного катетера и 13 (5%) случаев гемодинамической нестабильности, в 5 (1,9%) случаях потребовавших увеличения дозы вазопрессоров. По данным однофакторного анализа, факторами риска осложнений были: применение норэпинефрина, добутамина, изменение медикации перед транспортировкой, в частности, введение растворов и необходимость механической вентиляции. Параметром, предсказывавшим осложнения ВБП, было изменение медикации перед перевозкой.
Осложнения, связанные с оборудованием
Наблюдались при 86 (32,8%) ВБП. В 52 (19,8%) случаях не повлияли на состояние пациента. Монофакториальный анализ показал ассоциацию с наличием у больного более 4 инфузионных помп, предтранспортировочной седацией и введением растворов. Подобные осложнения встречались реже у ординатора с опытом работы в ОРИТ более полугода или анестезиологической подготовкой. Факторы риска осложнений были: седация перед транспортировкой и ПДКВ > 6 cmh3O.По данным однофакторного анализа, влияющие на состояние пациента оборудование-ассоциированные инциденты: количество инфузионных помп, длительность КТ-сканирования, длительность транспортировки, интубационные трубки. По данным многофакторного анализа, только инциденты, касавшиеся интубационных трубок и длительности транспортировки, являются связанными с пациент-обусловленными осложнениями.
У пациентов с осложнениями во время транспортировки не отмечено увеличения частоты развития пневмоний, ассоциированных с ИВЛ. Не отмечено увеличения длительности пребывания в ОРИТ и общего времени ИВЛ.
Главный практический вывод для конкретного ОРИТ – необходимость усиления транспортировочной команды медсестрой, которая должна помогать ординатору справляться с осложнениями, возникающими у пациента во время перевозки.
Выводы
Исследование подтверждает, что внутрибольничная транспортировка пациента ОРИТ приводит к большому количеству осложнений. Не смотря на то, что осложнения не влияли на длительность пребывания пациента в реанимации, должны быть предприняты усилия для их снижения. Необходимо оценивать степень выгоды от транспортировки и сопутствующего ей риска.
Adverse events during intrahospital transport of critically ill patients: incidence and risk factors/ Erika Parmentier-Decrucq, Julien Poissy, Raphaël Favory, Saad Nseir, Thierry Onimus, Mary-Jane Guerry, Alain Durocher, and Daniel Mathieu /www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/
Перевод Синицыной Елены
Проблемы и способы жизнеобеспечения больных и пострадавших с критическими состояниями при транспортировке
Транспортировка больных и пострадавших с различными критическими состояниями на всех этапах (с места происшествия в стационар, из одного стационара в другой, внутрибольничная перевозка из отделения в отделение) представляет важную и актуальную проблему практической медицины.Клиницисты справедливо считают, что этап транспортировки является одним из самых сложных как для пациента, так и для медицинского персонала, обеспечивающего перевозку. По степени риска и возможности развития внезапных осложнений, материальным и временным затратам, психологическому напряжению больного и медперсонала транспортировка сопоставима с оперативным вмешательством [2]. Такое сравнение правомочно еще и потому, что изменения основных параметров кровообращения, внешнего дыхания, неврологического статуса в этих ситуациях носят подобный характер и прямо зависят от качества подготовки пациента и специалиста, соответствующего медицинского и медикаментозного обеспечения.
Специалистам, участвующим в транспортировке терминальных больных, хорошо известна закономерность: если осложнение может развиться, это обязательно произойдет, причем в самый неподходящий момент. Особенности предтранспортной подготовки и транспортировки таких пациентов во многом предопределяют прогноз их жизни и дальнейшего лечения, так как главной целью этого этапа является необходимость довезти не просто живого человека, а живой организм без необратимых фатальных нарушений, к которым быстро приводят расстройства витальных функций при любом критическом состоянии.
Обсуждая эту задачу с позиций «золотого часа» в реаниматологии (по мнению некоторых авторов, порой и получаса или нескольких минут), необходимо поэтапно осветить некоторые проблемные и постановочные задачи транспортировки, имея в виду неоспоримый постулат большого ученого и практика А.П. Зильбера: «Тот, кто оказывает первым медицинскую помощь тяжелым больным, тот имеет решающее преимущество перед всеми специалистами, оказывающими ему дальнейшую помощь. Этим преимуществом является время!» [1]
Догоспитальный этап транспортировки тяжелых больных, как известно, осуществляют в основном специализированные бригады скорой медицинской помощи (СБ СМП). Поэтому целесообразно начать с вопроса, который поднимается и дискутируется на всех уровнях здравоохранения: нужны ли спецбригады в службе СМП? Попытаемся аргументировать свое мнение следующими доводами.
Во-первых, почему, когда нужно транспортировать тяжелого пациента из общепрофильного стационара в специализированный, консультант не использует больничный транспорт, а требует СБ СМП соответствующего профиля? Почему в любых общепрофильных больницах (и городских, и областных), особенно ночью или в выходные дни, настоятельно требуют на консультацию или для практической помощи профильную СБ СМП, а не закрепленного консультанта из специализированного стационара?
На наш взгляд, бесспорен тот факт, что специализированные бригады СМП явились огромным достижением, ежеминутно и «всепогодно» приходя на помощь к умирающему человеку, где бы он не находился. К дискуссии по поводу, «нужны ли профильные СБ СМП или достаточно бригад интенсивной терапии и реанимации (БИТР)?», необходимо заметить следующее.
Реалии медицинской практики доказывают, что ни один специалист-медик не может быть настолько «поливалентным» во всех аспектах медицины неотложных состояний, чтобы одинаково полноценно и квалифицированно оказывать экстренную медицинскую помощь при таком многообразии критической патологии, с которой сталкивается СМП.
Некоторые недальновидные коллеги — организаторы здравоохранения — называют спецбригады СМП «консультативно-диагностическим центром на колесах», но, по мнению авторов, «скоропомощников» с немалым стажем работы, это не обидное прозвище, а гордость и одновременно боль «скорой», ибо если бы ее «спецы» не были высококвалифицированными и профессионально подготовленными для работы в любых экстремальных условиях, то телефоны «03» не были бы порой «раскаленными» от звонков из стационаров. Разве такие коллеги не знают, в каком состоянии находится сейчас госпитальная база любого города или района и что она не в состоянии пока обеспечить безотлагательную квалифицированную медицинскую помощь тяжелому больному вне стационара? И наконец, кто будет доводить на дому до транспортабельности временно нетранспортабельных больных, к примеру, с альвеолярным отеком легких, осложненным кардиогенным шоком, инфарктом миокарда, инсультом с нарушением витальных функций и т.п., — фельдшерские или общеврачебные бригады СМП, БИТРы или на помощь приедут из стационара?
Авторы тоже не сторонники создания узкопрофильных спецбригад, но ни одна БИТР ни на одной станции СМП не в состоянии оказывать полноценную помощь и при политравмах, и крайне тяжелому кардиологическому больному, и агрессивному психбольному, и новорожденным детям с «синими» пороками при перевозке их в неонатологический центр, и т.д. Доводы некоторых сторонников реорганизации «скорой» о том, что спецбригады не должны подразделяться на профили, неубедительны, так как многолетняя практика работы лечучреждений догоспитального этапа доказала правомочность и несомненную пользу, которую приносят тяжелым больным реанимационные (в том числе и детские или неонатологические), кардиологические, неврологические и псхиатрические СБ СМП.
Межбольничный этап транспортировки тяжелых больных и пострадавших пока также остается чаще уделом СБ СМП, не предусмотренным положениями об этой службе. Спрашивается, зачем тогда в больницах существует санитарный носилочный автотранспорт, ведь не секрет, что он нередко возит борщи из столовой, или белье в прачечную, или анализы в лабораторию, или то, что можно спокойно возить и без носилок? Отдайте тогда носилочные автомобили «бесколесной» «скорой».
Пока остается печальным фактом, что финансирование первичного звена здравоохранения составляет 15-20% от всего его бюджета, а «скорая» является «передним краем» первичного звена практического здравоохранения. Логично возникает еще вопрос: не справедливо было бы, если бы больницы с помощью их управлений здравоохранения сложились немного (кратно количеству консультативных выездов и непрофильных перевозок, осуществляемых СБ из этих ЛПУ) на приобретение для СБ СМП современной медицинской техники и медикаментов жизнеобеспечения? Почему логично? Да потому, что и руководители больниц, из которых и в которые перевозят таких больных, наравне с СБ СМП должны отвечать за жизнь и прогноз здоровья транспортируемых пациентов, ведь больница, откуда везут, отвечает за подготовленность пациента к транспортировке, а больница, куда его везут, несомненно, хочет получить «перспективного» пациента.
Возникает еще один логичный и правомерный вопрос: куда деваются те резервные фонды, которые ежегодно выделяются исполнительной властью на местах для финансирования ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций? Управления МЧС и ГАИ МВД постоянно информируют о большом количестве пострадавших в авариях и катастрофах мирного времени, на которые постоянно выезжают бригады СМП. Поскольку согласно директивным документам «…бригады скорой медицинской помощи, вне зависимости от вида и профиля… являются специализированными бригадами постоянной готовности первой очереди территориального уровня» и поскольку они являются главным подвижным формированием медицины катастроф, то пора бы поднять вопрос о выделении хоть части этих резервных средств на улучшение медицинского, медикаментозного и транспортного обеспечения бригад СМП.
Внутрибольничный этап транспортировки больных с критическими состояниями из отделения в отделение, нередко удаленных на большие расстояния, также выдвигает ряд злободневных проблем.
Неоспорим тот факт, что если «скорая» в специализированный стационар или медперсонал больницы из удаленного отделения в рентгенкабинет привезут больного с необратимой ОПН вследствие длительно неэффективной гемодинамики и кризиса микроциркуляции, или с декомпенсированной энцефалопатией вследствие длительной гипоксии мозга из-за необеспечения адекватной вентиляции легких, или с другими необратимыми состояниями, то самые уважаемые специалисты с самой совершенной аппаратурой ничего сделать не смогут.
По данным Луганского областного центра интенсивной терапии ОКБ за 2002-2005 годы, из 349 пострадавших с тяжелой сочетанной травмой, доставленных с места происшествия или из лечебных учреждений области, ИВЛ проводилась только в 55% случаев, оксигенация применялась только у одного больного из десяти! При длительности транспортировки более часа отсутствие респираторной поддержки вызывает тяжкие последствия у пострадавших и других больных с критическими состояниями и, несомненно, негативно влияет на дальнейшее течение болезни, ее исход, существенно удлиняет сроки госпитализации.
Сразу же возникает проблема: как безопасно перевозить терминального больного внутри больницы и обеспечить при этом необходимый уровень функционирования витальных функций? Если капельницу (капельницы) можно подключить такому больному на месте и везти его на носилках, то, к примеру, аппарат РО (или стационарный наркозный) рядом с носилками не повезешь и в ретнгенкабинете его тоже нет, а «мешком» или «гармошкой» аппарата АМБУ долго не надышишься, да и во многих случаях нужен не воздух, а кислород, т.е. портативные и надежные дыхательные и наркозные аппараты с автономным пневмопитанием. Подобное положение создается в случаях, когда больному необходим непрерывный мониторинг витальных функций, ибо остановка сердечной деятельности и другое может произойти в самый неожиданный момент.
По данным американских специалистов [5], 85% летальных исходов транспортируемых больных наступает в результате нарушения венозного доступа, экстубации трахеи у интубированных больных и внезапного окончания запасов кислорода. При этом общеизвестно, что даже кратковременное прекращение подачи кислорода у тяжелых больных быстро приводит к дестабилизации кровообращения, к церебральной гипоксии и, как результат, к манифестации мультиорганной дисфункции. Также общеизвестно, что ингаляция или вентиляция легких холодной и сухой газовоздушной смесью вызывает тяжелое повреждение дыхательных путей и быстро проявляется синдромами острой легочной патологии, а в отдаленные периоды — развитием нозокомиальных инфекционных осложнений [4]. Доказано, что даже кратковременное прекращение ИВЛ (FiO2 не менее 0,6) и перевод на обычный режим дыхания (FiO2 0,2) неминуемо сказываются на гемодинамике. Особенно это опасно у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой, при которой гипоксемия и церебральная гипоксия в течение нескольких минут реализуются в отек-набухание головного мозга. Отсюда следует, что даже внутрибольничные транспортировки тяжелых пациентов непременно должны быть обеспечены на этапе продолжительной перевозки медицинской аппаратурой для респираторной поддержки и непрерывного мониторинга витальных функций.
Не менее остро стоит проблема транспортировки тяжелых больных и пострадавших из отдаленных городов и районов в специализированные центры. Если ОКБ имеют оборудованные «реанимобили» и квалифицированный медперсонал для этих целей, то что делать регионам, в которых этого нет, ведь «санавиация» ОКБ не в состоянии обеспечить все многочисленные перевозки таких пациентов. Что делать регионам, где вообще работают только фельдшерские бригады СМП, оборудование которых никак не соответствует задачам безопасной транспортировки тяжелых пациентов? Одним из реальных вариантов решения этой проблемы, видимо, явилось бы создание региональных центров по системе медицины катастроф (опорных пунктов) с оборудованными транспортными средствами в городах или районах, имеющих для этого достаточную госпитальную базу. Как создать? Вероятно, тоже за счет межрегиональной концентрации части бюджетных средств и резервного фонда медицины катастроф исполнительных властей на местах.
В заключение конспективно подведем итог тому минимуму требований, который необходим для обеспечения безопасной транспортировки пациентов с критическими (или тяжелыми, которые быстро могут стать критическими) состояниями на всех этапах любых перевозок.
Первое — оборудованный высокопроходимый и комфортный санитарный автотранспорт с наличием современной бортовой и переносной наркозно-дыхательной, мониторирующей и другой медицинской аппаратуры жизнеобеспечения, а также арсенал современных медикаментозных средств для оказания полного объема экстренной медицинской помощи высшей срочности.
Второе — специальная кропотливая профессиональная и психологическая подготовка персонала, участвующего в крайне ответственном процессе транспортировки больных и пострадавших с критическими состояниями.
Первая проблема может быть уже сегодня во многом решена, так как промышленность Украины выпускает надежные портативные наркозно-дыхательные аппараты и портативную вибрационноустойчивую (не валютную) аппаратуру для мониторинга. Вторая служит предметом постоянного труда руководителей и специалистов лечучреждений всех уровней, заинтересованных в безопасной перевозке тяжелых больных и пострадавших.
Транспортировка критически больных пациентов — Likar.Info

Пациенты, требующие интенсивной терапии, перемещаются внутри больниц – например в воображаемый департамент – или между больницами для улучшенного лечения или из-за нехватки спальных мест. Мы сконцентрируемся на транспортировке взрослых между больницами, но принципы транспортировки внутри больницы схожи.
Несмотря на то, что Общество Интенсивной терапии и Ассоциация Анестезиологов рекомендовали основать в Великобритании найденные бригады, 90% пациентов сопровождаются персоналом из соответствующей больницы. Более 10 000 пациентов интенсивной терапии транспортируются ежегодно в Великобритании, но большинство больниц перевозят менее чем 20 в год.
Поэтому каждая больница имеет низкую квалификацию и только несколько человек получают знания о транспортной медицине. Большинство пациентов сопровождаются анестезиологами по вызову. Не только это оставляет базовый штат больниц не соответствует требованиям, но и сопровождающие доктора также имеют мало опыта.
Риск транспортировки
Пациенты интенсивной терапии имеют психические нарушения и требуют инвазивного мониторинга и поддержки функций основных органов. Более того, они склонны к нестабильному состоянию во время передвижения. Транспортные средства не позволяют проводить активные вмешательства и поэтому помощь недоступна. Персонал и пациенты подвержены нечастным случаям в автомобилях, а также изменению температуры и давления.
Аудит,проведенный в Великобритании, предполагает что до 15% пациентов доставляются в принимающую больницу с гипотонией и гипоксией, которых можно было избежать, и которые в итоге неблагоприятно влияют на состояние пациента. Около 10% пациентов имеют повреждения, которые не были определены до транспортировки. Всё-таки при наличии опытного персонала и тщательной подготовке, пациент может перемещаться между больницами без ухудшения состояния. Принцип «хватай и беги» не подходит для транспортировки больных пациентов в критическом состоянии.
Решение о транспортировке
Решение о транспортировке должно быть принято консультантами после полной оценки и переговоров между отправляющей и встречающей больницами. Существуют нормативы касательно времени транспортировки для определённых групп пациентов – например для тех, у кого имеются повреждения головы. Для пациентов с различными нарушениями функций внутренних органов баланс риска и преимуществ в транспортировке должен быть тщательно оговорен со старшим персоналом.
Решение о том, стоит ли отправлять пациента, и как его отправлять и принимать обратно, будет зависеть от срочности транспортировки, наличия персонала и его опыта, оборудования и быстроте подбора команды.
Принципы безопасной транспортировки
- Опытный персонал
- Соответствующее оборудование и транспорт
- Полная оценка и исследования
- Всесторонний мониторинг
- Тщательная стабилизация пациента
- Повторная оценка
- Продолжение ухода во время транспортировки
- Прямая передача принимающей больнице
- Документация и аудит
Организационная структура
Национальная и региональная
Департамент здоровья, покупатели (приобретатели) и общества специалистов несут ответственность за:
- Нормативы
- Аудит
- Бюро по койко-местам
- Резерв
- Региональный поиск команды
Больница или госпиталь
Консультант с полной ответственностью за транспортировку, включая:
- Местные нормативы, протоколы, списки проверок
- Координация с больницами по-соседству
- Доступность и сохранность оборудования
- Назначенный консультант для принятия решений 24 часа в сутки
- Система работы по вызову для соответствующего персонала
- Покрытие компенсации и страховки
- Контакт с машиной скорой помощи касательно спецификации транспорта и процесса вызова
- Системы коммуникации между группами и в течении транспортировки
- Программы по образованию и подготовке
- Аудит: критические случаи, прогресс болезни, и смертельный исход
- Резервы: переговоры с приобретателями
Транспортное средство
Автомобиль должен быть оснащен так, чтобы обеспечивать хороший доступ к роликам и фиксирующим системам, освещению и температурному контролю. Важны также достаточное пространство для медицинского персонала, доступа воздуха и электричества, места хранения и хорошая коммуникация. При выборе метода транспортировки следует учитывать срочность, время мобилизации, географические факторы, погоду, транспортные условия и стоимость.
Автотранспортировка будет подходить большинству пациентов. Она также имеет преимущества: низкую стоимость, быструю мобилизацию, меньшую зависимость от погоды и облегчение контроля за пациентом. Авиа перевозка должна быть рассмотрена для более длинных путешествий (более 50 миль (80км) или 2 часа). Видимая скорость должна быть сбалансирована между организационными задержками и перевозкой между транспортными средствами в начале и в конце путешествия.
Вертолёты рекомендуются для перевозки на 50-150 миль (80-240 км.), при затрудненном доступе, но они обеспечивают менее транспортабельную среду, чем дорожная скорая помощь или самолёт, стоят дороже, и статистика по безопасности по ним значительно хуже. Самолёт с неподвижным крылом, предпочтительно герметизированный, должен быть использован для расстояний более 150 миль (240 км.).
Требуется тесный контакт с местными службами скорой помощи. Контактные номера должны быть доступны во всех отделениях интенсивной терапии, а также в травматических отделениях , чтобы обеспечить быструю связь и получение информации.
Оборудование
Оборудование должно быть прочным, лёгким и работать от аккумуляторов. Дизайн транспортного оборудования значительно улучшился и большинство больниц имеют предметы первой необходимости. Многие службы скорой помощи также обеспечивают свои автомобили некоторыми элементами оборудования.
Также необходимо оборудование для создания и поддержки безопасной вентиляции. Другим предварительным условием является портативный механический дыхательный аппарат с аварийным разъёмом, который может обеспечить пациента кислородом различной концентрации, нужным количеством воздуха, дыхательными нормами, нужными уровнем положительного и дыхательного давления и соотношением вдоха-выдоха. Транспортное средство должно содержать достаточное количество кислорода на всё время транспортировки, плюс резервных 1-2 часа.
Требуется портативный монитор со светящимся дисплеем, чтобы записывать ритм сердца, сатурацию, кровяное давление, концентрацию углекислого газа в крови неинвазивными и инвазивными методами. Сигналы тревоги должны быть видимыми и слышимыми , так как во время транспортировки возникает внешний шум. Отсасывающее оборудование всасывания и дефибриллятор должны быть доступными. Также будет полезно согревающее одеяло. Транспортное средство должно содержать несколько шприцевых насосов с батарейками длительной работы и соответствующие медикаменты. Для связи рекомендуется мобильный телефон.
Один человек должен быть ответственным за зарядку батарей, и обеспечивать их полный запас. Все присутствующие в транспортном средстве должны знать, где находится оборудование и должны быть ознакомлены с правилами использования оборудования и медикаментов.
Сопровождающий штат
В дополнение к бригаде транспортного средства, критически больной пациент должен сопровождаться как минимум двумя лицами обслуживающего персонала. Один из них должен быть опытным врачом-реаниматологом, компетентным в дыхательном обеспечении, вентиляции и другой поддержке функций основных органов.
Врач, обычно анестезиолог, должен быть обучен интенсивной терапии, иметь предыдущий опыт в транспортировке и предпочтительно 2 года аспирантуры. Врач должен сопровождаться санитаром, или другим техническим специалистом, знакомым с процедурами интенсивной терапии и оборудованием. Текущие уровни кадрового обеспечения во многих районах общих больниц показывают, что этот идеал не всегда доступен.
Присутствие опытного обслуживающего персонала не только обеспечит основы безопасной транспортировки, но и предотвратит поспешность в транспортировке без полной подготовки, т.к. здесь часто требуется мнение главного специалиста. Работники больницы должны проходить регулярные обучающие программы по технике транспортировки.
Должны быть созданы условия для адекватной страховки в случае смерти или утраты дееспособности сопровождающего персонала из-за несчастного случая во время выполнения их обязанностей. Фонд больницы должен обеспечить медицинскую компенсацию; также рекомендуется иметь персональное медицинское страховое покрытие.
Подготовка
Тщательная стабилизация пациента перед транспортировкой – залог отсутствия осложнений во время поездки. В дополнение к полному клиническому детальному обследованию, мониторинг перед транспортировкой должен включать электрокардиографию, измерение артериальной сатурации, периодический контроль содержания углекислого газа в крови, измерение кровяного давления предпочтительно прямым внутриартериальным методом, измерение центрального венозного давления, и экскреции мочи. Исследования должны включать рентгенографию грудной клетки других органов, если требуется, или компьютерную томографию, анализ крови и биохимию. Если подозревается внутрибрюшное кровотечение, у пациента должно быть проведено брюшинное промывание.
Введение трубки пациенту во время транспортировки является трудной задачей. Если у пациента может развиться остановка дыхания или закупорка дыхательных путей, ей или ему трубка должна быть введена перед отъездом. Интубированные пациенты должны быть подключены к аппарату искусственной вентиляции. Количество вводимого кислорода должно зависеть от артериальной сатурации и концентрации углекислого газа в крови.
Соответствующие лекарства должны использоваться для успокоения, обезболивания, и расслабления мускулатуры. Необходимо поставить дренаж, если четко присутствует пневмоторакс или его возможность существует из-за сломанных ребер.
Внутривенное вливание плазмы необходимо для восстановления и поддержания нужного уровня кровяного давления, кровообращения и выработки мочи. Возможно, понадобятся инотропные вливания. У нестабильных пациентов должны быть проверены центральное венозное давление или давление в легочной артерии, чтобы компенсировать артериальное давление и сердечный выброс. Обескровленные пациенты плохо переносят транспортировку, и объем кровообращения должен быть нормальным или почти нормальным перед поездкой.
Пациента с постоянной гипотензией, даже несмотря на улучшение состояния, нельзя перемещать, пока все возможные причины длительной потери крови не были идентифицированы и взяты под контроль. Непостоянные длинные переломы кости должны быть шплинтованными, чтобы обеспечить нервно-сосудистую защиту.
Важно, чтобы эти меры были тщательно соблюдены в попытке поскорее транспортировать пациента, поскольку возможно, что во время поездки осложнения невозможно будет устранить.
Желудочный дренажный шланг нужно установить и все ремни и трубки надежно закрепить. Оборудование должно быть проверено, включая кислородную установку и заряд батареи. Документы по истории болезни, рентгеновские снимки, направление, результаты обследования должны быть подготовлены, а также, в запасе должна иметься кровь или препараты крови. В приемное отделение нужно сообщить о предполагаемом времени прибытия.
Условия поездки должны быть обсуждены с родственниками. Обычно они не должны ехать с пациентом.
Перевозка
Уход должен поддерживаться на том же самом уровне, как и в отделении интенсивной терапии, хотя общеизвестно, что в пути почти невозможно проводить манипуляции. Контроль артериальной сатураци, уровня углекислого газа в крови, сердечного ритма, температуры, и артериального давления должен быть непрерывным. Рекомендуется внутриартериальный контроль кровяного давления, как неинвазивный способ измерения.
Перевозка должна производиться плавно, а не на высокой скорости. Во время поездки должны вестись записи. Несмотря на тщательную подготовку, могут произойти непредвиденные клинические чрезвычайные ситуации; в таком случае, транспортное средство необходимо остановить в безопасном месте, чтобы произвести манипуляции с пациентом.
Передача пациента
По прибытию должна быть установлена непосредственная связь между командой, перевозящей пациента и командой, которая примет ответственность за него. История болезни, лечения пациента, важных событий во время транспортировки, должны быть добавлены к документам. Рентгенограммы, результаты сканирования и других исследований должны быть описаны и переданы. Команда перевозки должна сохранить отчет о перевозке в виде готовой формы для будущей ревизии. Больница, в которую привезли пациента, должна обеспечить питание для команды перевозки и обеспечить возвращение бригады на свое место работы. Деньги или кредитные карты должны быть доступными для использования в чрезвычайных ситуациях.
Ревизия, обучение, и финансирование
Регулярная ревизия условий перевозок необходима, чтобы пересматривать и улучшать стандарты. Ответственный консультант должен рассматривать все перевозки в больницу и из больницы, и подобный же процесс должен быть определен на региональном и национальном уровне. Прежде чем взять ответственность за перевозку, штат больницы должен пройти обучение и сопровождать пациентов как наблюдатели. Необходимо задействовать все ресурсы и гарантировать безопасные системы перевозки всюду по Соединенному Королевству, что должно быть отражено в бюджетных приоритетах.
Бланк передачи пациента был предоставлен ICBIS.
Питер Д.М. Уоллес является анестезиологом-консультантом Западной Больницы Глазго G11 6NTб и Саксон А. Ридли является директором отделения интенсивной терапии, Норфолкской и Нориджской Больницы, Норидж NR1 3SR.
«Азбука интенсивной терапии» отредактирована Мервином Зингером, лектором по медицине интенсивной терапии, Институте Медицины Интенсивной терапии Блумсбери, университетском Колледже Лондона и Аяном Грантом, директором отделения интенсивной терапии Западной Больницы Эдинбурга. Журнал был подгодовлен исследовательской подкомиссией и советом Общества Интенсивной терапии.
Действительно ли Ваш пациент готов к перевозке?
Дыхание
- Дыхательные пути в норме?
- Требуется интубация и вентиляция?
- Успокоение, обезболивание и расслабление мускулатуры в норме?
- Артериальное кислородное давление> 13 kPa? сатурация> 95 %?
- Артериальное давление углекислого газа 4-5 kPa? (норма для молодого взрослого)
Кровообращение
- Систолическое кровяное давление> 120-mm Hg?
- Сердечный выбром <120 ударов/минуту?
- Кровообращение в норме?
- Внутривенный доступ в порядке?
- Объем кровообращения восстановлен ?
- Кровь необходима?
- Объем мочи?
- Продолжающееся кровотечение? Участок?
Голова
- Шкала Глазго для коматозных состояний? Тенденция?
- Фокальные симптомы?
- Реакция зрачка?
- Перелом черепа?
Другие раны
- Шейный отдел позвоночника, грудь, ребра?
- Пневмоторакс?
- Кровотечение – торакальное или абдоминальное?
- Переломы длинных костей или костей таза?.
- Адекватное обследование?
- Адекватное лечение?
Контроль
- Электрокардиография?
- Измерение пульса?
- Кровяное давление?
- Конечное давление углекислого газа в крови?
- Температура?
- Центральное венозное давление, давление в легочной артерии, и внутричерепное давление в норме?
Исследования
- Газы крови, биохимия, и общий анализ сделаны?
- Правильно ли сделаны рентгенограммы?
- Что еще необходимо? Компьютерная томография, брюшинное промывание, лапаротомия?
Исходный контрольный список
- Дежурные имеют адекватный опыт, знание истории болезни, одежды пациента, страховки?
- Соответствующее оборудование и лекарства?
- Батареи проверены?
- Достаточно кислорода?
- Каталка в рабочем состоянии?
- Служба скорой помощи осведомлена и готова?
- Кровать подготовлена? Точное ее местоположение?
- Документы, рентгеновские снимки, результаты исследований, кровь взяты?
- Подготовлены документы по перевозке?
- Портативный телефон заряжен?
- Контактные номера известны?
- Деньги или кредитные карты для чрезвычайных ситуаций?
- Предполагаемое время прибытия зарегистрировано?
- Условия возвращения проверены?
- Родственники информированы?
- Стабильность состояния пациента хорошо проверена?
- Контроль состояния пациента начат и ведется?
- Лекарства, насосы, линии осмотрены и обеспечено их рабочее состояние?
- Адекватно ли успокоение пациента?
- Все еще стабильное состояние пациента после передачи для транспортировки?
- Что-нибудь пропущено?
Пациенты должны сопровождаться опытным доктором и другим обученным членом персонала больницы.
(Peter GM Wallace, Saxon A Ridley)
Экстренная перевозка пациентов в критическом состоянии

Экстренная перевозка пациентов в клинику «Ассута» нашей компанией позволяет максимально сократить время пребывания в пути и скоординировать все необходимые действия. На протяжении всего полета мы держим связь с оператором, который находится при медицинском центре, что является неоходимым условием для осуществления слаженных действий.
Перевозка тяжелобольного человека – это своего рода спасательный круг, держащийся на плаву благодаря взаимодействию различных служб, и именно от их опыта и слаженных действий зависит, справятся ли они с проблемой, которая может случиться во время перелета, а также по дороге из аэропорта в клинику.
Медицинская транспортировка бывает двух видов:
- Плановая – доставка пациента в больницу осуществляется по запланированному графику
- Экстренная – экстренная доставка больного вызвана его критическим состоянием, когда жизнь пациента измеряется днями, часами, а порой даже минутами
Независимо от вида транспортировки и от физического состояния пациента, высокая квалификация персонала нашей компании позволяет осуществлять перевозку больных любой сложности.
Оценка транспортабельности пациентов в критическом состоянии
ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского» Минздрава России
Оценка транспортабельности пациентов в критическом состоянии
Золотарева Р.А., Гайворонская А,Н.
Научный руководитель: доцент, д.м.н. Пригородов М.В.
ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского» Минздрава России
Кафедра скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи
Для повышения безопасности транспортировки пострадавших в критическом состоянии коллективом авторов во главе с И.В. Молчановым (2001) разработан организационно-методический алгоритм. Показатели соотнесены с бальной оценкой и стратифицированы по степени компенсации витальных систем. Шкала состояния витальных систем предназначена для решения вопроса о внутри- так и межгоспитальной транспортабельности пациентов.
Цель исследования: снижение частоты возникновения осложнений и летальных исходов во время транспортировки больных в критическом состоянии.
Материал и методы. Обследовано 100 пациенток акушерского профиля по линии санитарной авиации. Разработаны новые критерии оценки транспортабельности больных, учитывая состояние основных функциональных систем жизнеобеспечения.
Результаты. Нами предложена новая трактовка готовности пациента к транспортировке на основе 4-х функциональных систем жизнеобеспечения. Бальная оценка каждой системы производится по худшему показателю, сумма балов трех витальных систем соответствует: 0 – компенсированное состояние, 1-3 – субкомпенсированное, >3 декомпенсированное. При использовании этой системы у >200 пациентов ухудшение состояния как и летальных исходов не отмечено.
Выводы: Используя данную методику мы добились снижения частоты возникновения осложнений и летальных исходов во время транспортировки больных в критическом состоянии При использовании этой системы у пациентов реанимационных отделений при внутри- и межгоспитальном транспортировании нами не отмечено ухудшения состояния транспортируемых и летальных исходов.
Транспортировка пострадавших при неотложной помощи
Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение должна быть быстрой, безопасной, щадящей, что предотвращает развитие осложнений: нарушение деятельности сердца, легких.Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой: помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыльного, милицейский пост) высылает на место происшествия специально оборудованную санитарную машину (легковой автомобиль или микроавтобус). В машине имеются места для сидения и место для носилок, которые легко выдвигаются через люк в задней части кузова.
Из отдаленных районов транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах.
В случаях отсутствия машины скорой помощи транспортировку осуществляют любым транспортным средством (грузовая машина, конная повозка, нарты, водный транспорт).
При отсутствии транспорта переносят пострадавшего в лечебное учреждение на стандартных импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.
Медицинские носилки обеспечивают спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2—4 человека.
Положение больного на носилках определяется характером повреждения. При помощи подушки, одеяла, одежды придают поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения.
Носилки устанавливают рядом с пострадавшим. Два человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, затем осторожно укладывают его на носилки. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего подводят со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.
При движении по ровной поверхности больных несут ногами вперед. Если больной в тяжелом бессознательном состоянии, его несут вперед головой. Это необходимо для наблюдения за пострадавшим. При ухудшении состояния прекращают транспортировку для оказания помощи. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, избегая неровных поверхностей. Более высокий человек должен нести ножной конец носилок.

Рис. 8. Положение носилок при подъеме (а) и спуске (б)
Рис. 9. Использование лямок для переноса носилок:
а — подготовка лямки под рост носильщика; б — надевание лямки; в — положение лямки на ручках носилок и руки переднего носильщика; г — положение лямок и руки заднего носильщика
При подъеме в гору, по лестнице больного несут головой вперед, а при спуске — головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме несут вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны быть все время в горизонтальном положении. Это достигается следующим образом: при подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди (рис. 8).
Перенос больных на большие расстояния облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.

Рис. 10. Импровизированные носилки
Носилочная лямка — брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имеющий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук (рис. 9, а, б). Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, — на уровне кистей опущенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямок, идущий сзади — сзади лямок (рис. 9,в,г).
При отсутствии табельных носилок их можно изготовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок). Такие импровизированные носилки должны выдерживать тяжесть тела (рис. 10). При переносе на жестких импровизированных носилках под больного необходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава). Носилочную лямку можно сделать из двух-трех ремней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой веревки.

Рис. 11. Перенос пострадавшего одним человеком:
а — на руках; б — на спине; в — на плечах
Когда нет подручных средств или времени для изготовления импровизированных носилок, больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 11). Перенос способами «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, когда пострадавший очень слаб или без сознания. Если пострадавший в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине».
Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить двум носильщикам детей, худых субъектов. Пострадавшего в бессознательном состоянии наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из трех или четырех рук (рис. 12). Значительно облегчает перенос на руках носилочная лямка (рис. 13).

Рис. 12. Способы переноса пострадавшего:
а — друг за другом; б — на «замке» из трех рук; в — на «замке» из четырех рук
В ряде случаев пострадавший может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Сопровождающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении пострадавший свободной рукой может опираться на палку (рис. 14).
Возможна транспортировка волоком па импровизированной лодочке-волокуше — на брезенте и плащ-палатке (рис. 15).

Рис. 13. Перенос пострадавшего при помощи лямки одним человеком (а) и двумя (б)
Рис. 14. Передвижение с помощью одного человека
Таким образом, оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. При выборе средств транспортировки основную роль играют вид и локализация травмы.

Рис. 15. Транспортировка пострадавшего волоком на брезенте или плащ-палатке
Положение пострадавшего (заболевшего) при транспортировке. Пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Правильно созданное положение спасает жизнь раненого.
Правильная укладка пострадавшего на время транспортировки — наиболее важный момент первой помощи.
Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении (рис. 16, а,б,в,г,д).
В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать пострадавших, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, а также больных с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва).

Рис. 16. Положение пострадавшего при транспортировке:
а — на спине; б — на спине с согнутыми в коленях ногами; в — на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями; г — на животе; д — на боку в фиксированно-стабилизированном положении; с — в полусидячем положении; ж — в полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами
Пострадавших и больных в бессознательном состоянии транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя, а некоторых — только в сидячем или полусидячем положении (рис. 16, е, ж).
При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение при всех видах травмы, несчастных случаях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо постоянное наблюдение за больным, его дыханием, пульсом, предотвращать при рвоте аспирацию рвотных масс в дыхательные пути.
Оказывающий первую помощь должен своим поведением, действиями, разговорами щадить психику больного, укреплять в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.
Принципы транспортировки при массовых травмах
Массовые травмы возникают при землетрясениях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, пожарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.Порядок оказания ее должен быть следующим: в первую очередь помощь оказывают задыхающимся, во вторую — пострадавшим с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, в третью очередь — со значительным кровотечением из ран, потом — пострадавшим, находящимся в бессознательном или шоковом состоянии, затем — пострадавшим с переломами и в последнюю очередь — лицам с мелкими ранениями и переломами.
Пострадавших распределяют на группы по очередности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.
В группу лиц, подлежащих транспортировке в первую очередь, входят раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессознательном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.
Группа второй очереди: пострадавшие с закрытыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.
Группа третьей очереди: раненые с незначительными кровотечениями, переломами мелких костей, ушибами.
В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позволяют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А.
Опубликовал Константин Моканов
Особенности организации межгоспитальной транспортировки пациентов с политравмой
Особенности организации межгоспитальной транспортировки пациентов с политравмой в критическом состоянииНесмотря на широкое распространение отделений интенсивной терапии, специализированная помощь пациентам стяжелыми сочетанными травмами обеспечивается, в основном, в многопрофильных медицинских центрах. Это объясняется медицинскими и экономическими причинами. Чтобы создать действенную сеть лечебных учреждений для лечения пациентов с политравмой, необходимо помимо использования дорогостоящих медицинских технологий принять во внимание проблему транспортировки таких больных.
В период с 2001 по 2005 год с территории Кузбасса и ближайших регионов в ФГЛПУ НКЦ ОЗШ г. Ленинск-Кузнецкий с помощью автомобильного и воздушного транспортов было вывезено 1075 пациентов, из них с политравмой в критическом состоянии 405. На автомобиле транспортировка осуществлялась на расстояние до 400 км, в отдельных случаях, на большие расстояния, использовался вертолет. Максимальное время транспортировки составляло 4 часа.
Для обеспечения специализированной медицинской помощью пациентов, находящихся в критическом состоянии, при межгоспитальной транспортировке на базе ФГЛПУ НКЦ ОЗШ г. Ленинска-Кузнецкого в 1998 году была создана бригада постоянной готовности медицины катастроф. Организован круглосуточный диспетчерский пункт. Диспетчер занимается вопросами координации между службами, задействованными в транспортировке, получает информацию о пациентах, нуждающихся в госпитализации, ставит в известность администрацию центра, техническую службу, занимается формированием транспортной бригады из числа врачей центра, дежурящих по службе медицины катастроф, и передает им имеющуюся информацию о состоянии пациента. Он поддерживает оперативную связь по телефону с бригадой, при необходимости организует консультацию с узкими специалистами или администрацией клинического центра. Основная задача на данном этапе — это получение максимально полной информации о состоянии больного.
На основании полученной от диспетчерской службы информации о диагнозе, степени тяжести состояния больного формируется транспортная бригада и осуществляется выбор средств для оказания специализированной медицинской помощи. Транспортная бригада состоит из четырех человек. В нее обязательно входят сестра-анестезистка и водитель-санитар. Состав врачебной бригады зависит от основной патологии больного, определяющей тяжесть состояния: это реаниматолог, нейрохирург, травматолог, хирург, при необходимости выезжают несколько специалистов. Транспортная служба бригады обеспечена пятью реанимобилями марки «Мерседес-Бенц», все машины оборудованы аппаратами для проведения ИВЛ, дефибрилляторами, вакуумными отсосами, аппаратурой для отслеживания параметров гемодинамики.
При транспортировке пациентов в критическом состоянии время перемещения имеет очень важное значение, поэтому необходимо отлаженное действие бригады. Оказание специализированной медицинской помощи можно условно разделить на следующие этапы: подготовка пациента к транспортировке, проведение комплекса интенсивной терапии при постоянном мониторинге его состояния, профилактика стрессовых факторов транспортировки.
Чтобы адекватно оценить риск при транспортировке, мы рассматриваем сумму факторов, угрожающих больному во время транспортировки. Это состояние пациента перед транспортировкой, стресс при транспортировке, адекватность лечебных мероприятий во время транспортировки и спонтанное течение заболевания.
Очень важно соблюдать условия безопасности транспортировки, к которым относятся нейровегетативная стабилизация, поддержание проходимости дыхательных путей пациента, обеспечение адекватного газообмена, наличие надежного доступа в сосудистое русло больного, поддержание и мониторирование параметров гемодинамики, обеспечение оптимального температурного режима, безопасность транспортировки для персонала, осуществляющего ее. Интенсивная терапия транспортной бригадой начинается с этапа подготовки пациента к транспортировке и строится на принципах преемственности и адекватности.
Из более чем 400 транспортированных в критическом состоянии пострадавших с политравмой состояние у 120 пациентов расценивалось, как декомпенсированное. Прогноз вероятного летального исхода в ближайшие сутки составлял практически 100%. Транспортировка больных специализированной бригадой благодаря проводимому комплексу интенсивной терапии и профилактическим мероприятиям не ухудшала их состояния, и почти в 19% случаев была отмечена тенденция к улучшению состояния. Летальных исходов во время транспортировки не было.
Наибольшую сложность представляет транспортировка пациентов, находящихся в критическом состоянии, с нестабильной гемодинамикой, с применением во время транспортировки ИВЛ. Немаловажную роль играет подготовка таких пациентов перед транспортировкой и правильная оценка их состояния. Важно, чтобы транспортировка больного, находящегося в критическом состоянии, была заранее спланированной и продуманной, исключала бы возможные ошибки и была бы как можно более безопасной.
Шаталин А.В., Агаджанян В.В., Кравцов С.А.
Федеральное лечебно-профилактическое учреждение «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий